Анализ аргументов в пользу и против политики протекционизма. Международная торговля и международная торговая политика Аргументы против протекционизма

Главная / Вопросы

Ключевые слова: международная торговля, торговля между странами, протекционизм, фритредерство

Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые и определяют торговую политику отдельных стран. Наиболее известны политика протекционизма (защиты) и фритредерства (полной свободы торговли).

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П. Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания.

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х-1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг.

В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. "Кеннеди-раунда" США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику.

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается :

1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;

2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;

3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);

4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Виды протекционизма:

селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;

коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;

местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний;

зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права.

Задача протекционистской политики — поощрение развития национальной экономики и ее предохранение от иностранной конкуренции путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или ограничения (запрещения) ввоза продукции.

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике. Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание "государства всеобщего благоденствия"). Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Фритредерство (англ. free trade — свободная торговля) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Основным посылом развития «свободной торговли» явилась возникшая в XVIII веке необходимость сбыта избыточного импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания обесценения денег, инфляции, а также для экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии.

Аргументы в пользу протекционизма имеют экономические (торговля вредит экономике) и моральные (последствия торговли могут помочь экономике, но имеют другие вредные последствия для регионов) аспекты , а общим аргумент против свободной торговли в том, что она является замаскированным колониализмом и империализмом.

Моральная категория, в широком смысле, включает проблемы неравенства доходов, деградации окружающей среды, детского труда и тяжелых условий труда, гонку на выживание, наёмного рабства, усиление бедности в бедных странах, нанесение ущерба национальной обороне и принудительные культурные изменения. Теория рационального выбора предполагает, что люди часто рассматривают только затраты, которые они сами несут при принятии решений, а не расходов, которые могут нести другие.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм и фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь.

По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей.

Сторонники протекционизма выдвигают аргументы в его пользу:

1. Стимулирование производства и увеличение занятости . Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и ее эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 4.10 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затраты государства на субсидию - область (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область b, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (b + е).

2. Защита молодых отраслей . Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.

Рис.4.10. Сравнение тарифа и субсидии

3. Увеличение доходов государственного бюджета . Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.

Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

4. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны . Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешёвым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).

Аргументы против протекционизма.

1. Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

2. Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

3. Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.

4. Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономическое последствия.

Предыдущая
339. Политику протекционизма впервые рекомендовали:

а) физиократы

б) ранние меркантилисты

в) максималисты

Г) поздние меркантилисты

д) неоклассики.

^ 340. Сторонники протекционизма утверждают, что введение торговых барьеров (пошлин, квот) приводит к:

а) сокращению занятости в отраслях национальной экономики

Б) защите отраслей национальной экономики

в) образованию внутренних монополий

г) ослаблению обороноспособности страны

д) ослаблению конкуренции на мировом рынке.

^ 341. Принцип абсолютных преимуществ был впервые сформулирован:

а) К. Марксом

б) Дж. М. Кейнсом

в) Д. Рикардо

Г) А. Смитом

д) А. Маршалом.

^ 342. Международная торговля является взаимовыгодной, если:

а) одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве одного товара, а вторая страна – другого товара

б) страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара

В) страны обладают сравнительными преимуществами в производстве каких-либо товаров

г) страна обладает и абсолютным и сравнительным преимуществом в производстве одного товара

д) все страны обладают абсолютными и сравнительными преимуществами в производстве товаров.

^ 343. Соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени – это:

а) торговый баланс

Б) платежный баланс

в) государственный бюджет

г) баланс услуг

д) баланс переводов.

344. Если валюта данной страны без ограничений обмениваются на любые иностранные валюты, т.е. не существует валютных ограничений ни по текущим, ни по капитальным операциям платежного баланса, то это означает:

а) внешнюю конвертируемость

б) внутреннюю конвертируемость

В) свободную конвертируемость

г) частичную конвертируемость

д) не конвертируемость (замкнутость) валюты.

^ 345. Полный контроль над объектами капиталовложений вследствие полной собственности на зарубежный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций обеспечивает:

а) вывоз ссудного капитала

б) ввоз предпринимательского капитала

в) вывоз капитала в форме портфельных инвестиций

Г) вывоз предпринимательского капитала в форме прямых инвестиций

д) ввоз ссудного капитала.

^ 346. К международным монополиям следует отнести:

а) транснациональные корпорации (ТНК)

б) многонациональные корпорации (МНК)

в) международные монополистические союзы (ММС)

г) национальные корпорации

Д) ТНК, МНК, ММС.

^ 347. Активное сальдо торгового баланса увеличится, если в стране:

а) снизятся реальные процентные ставки

б) вырастут темпы инфляции

В) вырастут темпы экономического роста

г) снизятся темпы экономического роста

д) повысятся реальные процентные ставки.

^ 348. В современных условиях темпы роста торговли товарами ниже только темпов роста торговли:

а) золотом

б) капиталами

в) рабочей силы

г) землей

Д) услугами

^ 349. Назовите основной источник выгод от международной торговли :

А) разница в ценах на блага в отдельных странах

б) незнание цен сопредельных государств

в) принцип меркантилизма: «купить дешевле, продать дороже»

г) понижение цен на товары

д) разница таможенных тарифов разных стран.

^ 350. Кто в классической экономической теории доказал, что международная торговля позволяет извлекать выгоду от всемирного разделения труда:

а) У. Петти

б) Д. Рикардо

в) К. Маркс

Г) А.Смит

д) Дж. М. Кейнс

^ 351. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным социально- экономическим проблемам?

а) экономическая отсталость

б) демографическая проблема

в) продовольственная проблема

г) экологическая проблема

Д) рост преступности

^ 352. Международная специализация и свободная торговля, основанная на принципах сравнительных преимуществ, означают:

а) сокращение внутреннего потребления стран

б) увеличение внутреннего потребления стран

В) увеличение суммарного производства товаров, превышение уровня потребления стран их производственных возможностей

г) увеличение валового потребления

д) сокращение валового потребления

^ 353. Согласно принципа сравнительных преимуществ:

а) совокупные расходы при выпуске продукции будут наименьшими тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже переменные издержки

б) совокупные объем выпуска продукции будет наименьшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, которая проводит более выгодную специализацию

В) совокупные объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки

г) совокупные объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, которая проводит выгодную специализацию

д) чистый экспорт страны выше, чем у других стран.

^ 354. Бреттон-Вудская валютная система – это система :

а) золотого стандарта

б) золотого паритета

В) фиксированных связанных валютных курсов

г) «плавающих» валютных курсов

д) обменного курса

^ 355. Сумма всех расходов жителей страны на иностранные товары за вычетом расходов остального мира на товары данной страны является:

а) национальным потреблениям

б) импортом

в) экспортом

г) национальными сбережениями

Д) чистым экспортом

^ 356. Полная конвертируемость национальной валюты означает:

а) возможность покупки иностранной валюты без ограничения

б) возможность свободного вывоза и ввоза национальной валюты

в) возможность свободного вывоза и ввоза иностранной валюты

Г) возможность свободного обмена денежной единицы данной страны на национальную валюту другой страны

д) возможность установления плавающего курса национальной валюты

357. ^ Фирма является монопсонией на рынке труда, но не обладает монопольной властью на рынке готовой продукции. По сравнению с конкурентными фирмами она будет:

а) нанимать больше работников и устанавливать более высокую заработную плату

Б) нанимать меньше работников и устанавливать более низкую заработную плату

в) нанимать меньше работников и устанавливать более высокую заработную плату

г) нанимать больше работников и устанавливать более низкую заработную плату

д) нанимать больше работников при прежнем уровне заработной платы

^ 358. Разница между стоимостью национального экспорта и импорта это:

а) платежный баланс

Б) торговый баланс

в) паритет покупательной способности

г) паритет торгового баланса

д) валютная интервенция.

^ 359. На международную миграцию трудовых ресурсов влияет:

а) высокий уровень безработицы внутри страны

Б) различия в условиях оплаты труда

в) стремление получить образование

г) низкий уровень рождаемости

д) низкий уровень безработицы внутри страны

360. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВВП от реального составляет:

д) значительно больше, чем 5%.

Почему правительства прибегают к протекционистским мерам, вводят пошлину, квоты или применяют другие инструменты, которые ограничивают внешнюю торговлю? Это объясняется тем, что для определенных групп населения политика защиты национального рынка от иностранной конкуренции выгодна. Эти группы умеют отстаивать свои позиции и давить на политических деятелей, чтобы те принимали протекционистские меры. Сторонники протекционизма используют при этом такую ​​ряд аргументов.

Во-первых, протекционистские меры осуществляют для поддержания и укрепления отраслей, выпускающих стратегические товары, важные для экономической безопасности, обороны страны или ведения войны. Чрезмерная зависимость страны от импорта стратегических товаров, мол, может поставить ее в затруднительное положение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Этот аргумент имеет не экономический, а скорее военно-политический характер. Протекционисты утверждают, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) имеют преимущество над экономическими (эффективность использования ресурсов). Бесспорно, этот аргумент является очень весомым. Однако на практике возникают серьезные трудности с определением того, какие отрасли производят стратегические товары, от них зависит национальная безопасность страны. К таким можно отнести производство оружия, продуктов питания, энергоносителей, транспортных средств, наукоемкой продукции и многие другие. Мало какая отрасль не способствует укреплению обороноспособности страны. Сейчас многие экономисты считают, .что стратегические отрасли целесообразнее защищать не инструментами торгового протекционизма, а, например, субсидиями.

Во-вторых, сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта поддерживает отечественных производителей, увеличивает совокупный спрос в стране и стимулирует рост уровней производства и занятости. Например, применение пошлины снижает импорт, что увеличивает чистый экспорт. Больше чистый экспорт производит мультипликативиий влияние на производство товаров и услуг, очень похож на инвестиций. Рост совокупного спроса побуждает фирмы нанимать больше работников, снижает уровень безработицы. Эту политику нередко называют политикой разорения соседа, поскольку она увеличивает совокупный спрос за счет уменьшения производства и занятости в других странах.

Экономисты считают, что протекционистские меры могут повысить уровень производства и занятости в стране, но они не являются эффективной программой обеспечения высокой занятости. Экономический анализ показывает, что существуют лучшие способы снижения безработицы, чем импортный протекционизм. При хорошо продуманной фискальной и монетарной политики можно защищать национального производителя, увеличивать объемы национального производства и снижать уровень безработицы. Протекционистские же меры, ограничивая конкуренцию на национальном рынке, создают условия для обеспечения деятельности неэффективных отечественных фирм. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в одних отраслях, одновременно он создает новые рабочие места, связанные с закупкой, продажей и послепродажным обслуживанием импортной продукции.

В-третьих, еще одним аргументом в пользу протекционизма является защита молодых отраслей отечественной экономики. Молодые фирмы, по мнению сторонников этого метода, требуют временной защиты от жесткой конкуренции со стороны более эффективных и опытных иностранных фирм. Если же их вовремя защитить, они могут развиться на отрасли массового производства, привлекая квалифицированных работников и технологии, хорошо приспособлены к местным условиям и свойственные зрелым отраслям экономики. Как только молодая отрасль станет зрелой, уровень протекционистской защиты можно снизить.

Экономическая история дает нам разные примеры преобразования молодых отраслей в зрелые. В одних странах молодые ветви встали на ноги самостоятельно, без государственной поддержки. Другие страны, в том числе новые индустриальные (Сингапур, Южная Корея, Тайвань и др.), Защищали свои отрасли обрабатывающей промышленности от импортных товаров на начальных стадиях их развития. В то же время имеются многочисленные факты, когда после многих лет защиты фирмы в молодых глазах так и не превратились в эффективных производителей.

В последние годы аргументацию по защите молодых отраслей несколько модифицирован. Теперь нередко утверждают, что правительство должно защищать от иностранных конкурентов наукоемкие производства, которые используют передовые технологии. По мнению протекционистов, если снизить риск внедрения на рынок новых продуктов, защищены отечественные фирмы скорее расти и снижать затраты вследствие больших масштабов производства итоге такие фирмы смогут доминировать на мировых рынках, принося высокие прибыли своей стране. Эти доходы превысят потери, вызванные установкой торговых барьеров. К тому же ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей очень выгоден, так как их передовые технологии можно использовать в других участках национальной экономики. Однако защита высокотехнологичных отраслей всеми странами привел бы к потере выгод от международной специализации и обмена.

В-четвертых, введение таможенных барьеров, особенно в развитых странах, в настоящее время нередко обосновывают необходимостью защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые проталкивают товары на мировые рынки по сниженным ценам.

Иностранные фирмы могут использовать демпинг, чтобы устранить своих конкурентов, а затем повысить цены, что обеспечит высокие прибыли. Эти прибыли возмещают убытки, их нанесен во время демпинга. Развитые страны, согласно этому взгляду, должны применять так называемое антидемпинговая пошлина, чтобы защитить себя от недобросовестной конкуренции. Со своей стороны экспортеры из менее развитых стран считают, что обвинения в демпинге и антидемпинговые пошлины - это методы ограничения законной торговли, использующих страны с развитой рыночной экономикой.

Наконец, необходимость протекционизма обосновывают необходимостью увеличения доходов государственного бюджета, чтобы мобилизовать средства для покрытия его дефицита.

Впрочем большинство экономистов сейчас считают, что аргументы в пользу протекционизма не является весомыми. Исключение составляет идея по защите молодых отраслей, которая имеет экономическую подоплеку. Кроме того, важны также соображения по протекционистских мер по военно-политических позиций. Правда, оба аргумента могут служить основанием для серьезных злоупотреблений. Поэтому сегодня все больше склоняются к мысли, что вместо протекционистских мер стране целесообразнее использовать другие способы содействия экономическому развитию и национальной безопасности.

Политика протекционизма, проводимая страна, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. Это означает, что сокращение страной импорта вследствие использования таможенных и немитних барьеров сопровождаться уменьшением экспорта этой страны. Поэтому чистый экспорт не изменится, а значит совокупный спрос и занятость расти. Протекционистские меры могут приводить и к возникновению "торговых войн", которые имеют очень серьезные последствия для причастных к этому сторон. Существуют неопровержимые доказательства того, что свободная торговля ведет к экономическому росту, а протекционизм - совсем к противоположному. Исследование развития стран с переходной экономикой показывает, что страны, которые проводят открытую экономическую политику, демонстрируют более высокие темпы экономического роста по сравнению с теми, которые полагаются на ограничение импорта для защиты национальной экономики.

Во второй половине XX в. в мире наблюдалась положительная тенденция либерализации торговли, то есть снижение торговых барьеров. Активное участие в международной торговле берет Украины, уровень открытости экономики которой колеблется от 35 до 40%. Отсутствие системного регулирования и концептуально ошибочные подходы к экономическим связям с другими странами и общий трансформационный спад в Украине привели к дефициту платежного баланса и возникновения массовых злоупотреблений и коррупции в сфере внешнеэкономических связей.

© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник