Формирование должностного оклада. Порядок формирования должностных окладов, ставок заработной платы работников учреждений культуры. Применение тарифной сетки в организациях

Главная / Услуги

Раздел 2. Порядок формирования должностных окладов (окладов, ставок заработной платы)

2.1. Должностные оклады руководителей областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и руководителей учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры устанавливаются в соответствии с группой учреждений по оплате труда согласно таблицам 1 ,

Порядок отнесения образовательных учреждений культуры к группам по оплате труда устанавливается отдельным нормативным правовым актом органа исполнительной власти области, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

2.2. Должностные оклады заместителей руководителя, заведующего филиалом, главного бухгалтера, главного инженера, заместителей руководителя отдела (структурного подразделения), заместителя главного бухгалтера образовательных учреждений культуры устанавливаются на 5 процентов ниже должностного оклада соответствующего руководителя, с учетом группы по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение культуры, и индивидуальной квалификационной категории каждого конкретного работника.

2.3. Должностные оклады специалистов и других служащих (кроме педагогических работников) образовательных учреждений культуры устанавливаются с учетом уровня профессиональной подготовки и наличия квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.

2.4. Аттестация осуществляется в отношении:

руководителей, специалистов и других служащих образовательных учреждений культуры - на основе требований квалификационных характеристик должностей работников культуры Российской Федерации, квалификационных характеристик должностей работников образования Российской Федерации;

служащих общеотраслевых должностей - на основе требований квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих;

рабочих профессий - на основе тарифно-квалификационных требований по общеотраслевым профессиям рабочих.

Рабочие, профессии которых не предусмотрены тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, аттестуются в соответствии с работ и профессий рабочих.

Порядок проведения аттестации работников образовательных учреждений культуры, включая порядок формирования аттестационных комиссий, устанавливается учреждением самостоятельно.

В соответствии с Порядком применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 9, лица, не имеющие специальной подготовки или необходимого стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2.5. Ставки заработной платы педагогических работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры рассчитываются по формуле:

Базовая ставка заработной платы педагогических работников;

Увеличение базовой ставки заработной платы в размере 100 руб. - в областных государственных учреждениях среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центрах (кабинетах) областных образовательных учреждений культуры (размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года).

Базовые ставки заработной платы педагогических работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры устанавливаются с учетом уровня профессиональной подготовки и наличия квалификационной категории педагогических работников.

Базовые ставки заработной платы педагогических работников устанавливаются для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, квалификационную категорию, в соответствии с таблицами 3

Педагогическим работникам, не имеющим высшего профессионального образования, базовые ставки заработной платы устанавливаются ниже на 5 процентов.

2.6. Педагогическим работникам за специфику работы ставки заработной платы устанавливаются в повышенном размере в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

Размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера указанным работникам устанавливаются с учетом повышения, предусмотренного частью первой настоящего пункта.

2.7. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культурно-просветительной работы институтов культуры, педагогических институтов (университетов), педагогических и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях культуры, ставки заработной платы устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.

2.8. Должностные оклады библиотечных работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицами 5 , приложения N 1 к настоящему Положению.

2.9. Должностные оклады работников учебно-вспомогательного персонала областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицей 7 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.10. Должностные оклады служащих областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицей 8 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.11. Оклады по профессиям рабочих областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в зависимости от присвоенных им тарифных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Оклады рабочих устанавливаются в соответствии с таблицей 9 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.12. Рабочим, имеющим высший разряд согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и выполняющим работы, предусмотренные этим разрядом, или высшей сложности, постоянно занятым на важных и ответственных работах (высококвалифицированные рабочие), повышенные оклады устанавливаются руководителем учреждения по согласованию с представительным органом работников в повышенных размерах в соответствии с таблицей 10 приложения N 1 к настоящему Положению.

Указанные оклады устанавливаются на неопределенный срок либо на период выполнения определенной работы.

Введение, изменение или отмена повышенных окладов производится работодателем с соблюдением правил изменений условий трудового договора, предусмотренных нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

2.13. Изменение размеров должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) производится при условии соблюдения требований трудового законодательства в следующие сроки:

при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня приказа руководителя на основании представления соответствующего документа;

при изменении квалификационного разряда - согласно дате, указанной в приказе руководителя учреждения;

при присвоении квалификационной категории - согласно дате, указанной в приказе органа исполнительной власти или учреждения, при котором создана аттестационная комиссия.

Существует два вида заработной платы:

Основная;

Дополнительная.

Основная заработная плата - заработная плата за фактически выполненную работу или отработанное время. В нее включают все виды начисленной заработной платы, премии, доплаты за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу, оплату простоев, за совмещение профессий и т.д.

Дополнительная заработная плата - оплата труда за неотработанное время, но предусмотренное законодательством. В ее состав включают оплату за отпуск, оплату льготных часов подростков, оплату за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходные пособия при увольнении по сокращению штата или ликвидации организации, компенсацию за неиспользованный отпуск.

Состав фонда заработной платы определен действующим законодательством, согласно которому расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам подразделяются на три части:

Фонд заработной платы;

Выплаты социального характера;

Расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Фонд заработной платы включает:

Оплату за отработанное время, в том числе оплату труда лиц, принятых

на работу по совместительству, а также оплату труда работников не списочного состава;

Оплату за неотработанное время (оплату ежегодных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, простоев не по вине рабочих и др.);

Единовременные поощрительные и другие выплаты (разовые премии, вознаграждения по итогам работы за год и годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), материальная помощь (кроме предоставленной работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д., которые относятся к выплатам социального характера), дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций и другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков);

Оплату питания, жилья, топлива (стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов, оплата стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, по льготным ценам или бесплатно (сверх норм, предусмотренных законодательством), стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за непредоставление их бесплатно, средства на возмещение расходов по оплате жилья (сверх предусмотренных законодательством норм) и стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива).

Расходы, не учитываемые в фонде заработной платы:

Доходы по акциям и другие доходы от участия работников в собственности организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям);

Взносы в фонд социальной защиты и на обязательное социальное страхование Республики Беларусь от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Выплаты внебюджетных (государственных и негосударственных) фондов, а также по договорам личного, имущественного и иного страхования;

Стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

- командировочные расходы в пределах и сверх норм, установленных законодательством, и др.

При составлении статистической отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период денежные суммы независимо от источников их выплаты и статей смет в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, премиям и т.д. независимо от срока их фактической выплаты.

Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы следующего месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца 22, c.207.

Основой учета и расчета заработной платы является тарифная система оплаты труда, включающая в себя: тарифную ставку (оклад), определяющую размер оплаты труда в час или за день; тарифную сетку, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями); тарифные коэффициенты 25, c.178.

Для дифференциации заработной платы в зависимости от сложности, содержания, характера, условий труда и других факторов наниматели обязаны использовать республиканские тарифы оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.

Республиканскими тарифами оплаты труда являются часовые и (или) месячные тарифные ставки и должностные оклады, определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Республиканские тарифы оплаты труда определяются с помощью тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой правительством Республики Беларусь с участием профсоюзов тарифной ставки первого разряда.

Хозрасчетные организации самостоятельно обеспечивают повышение ставок и окладов исходя из своих финансовых возможностей и при условии повышения эффективности хозяйствования, роста объемов производства и реализации продукции, работ, услуг. Источником повышения ставок и окладов в организациях производственных отраслей служат их доходы.

Для обеспечения единого организационно-методического подхода к применению Единой тарифной сетки рекомендуется дополнительно пользоваться коэффициентами повышения ставок и окладов работающих, распределением должностей технических исполнителей и руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания по разрядам, распределением организаций отраслей экономики по группам ставок руководителей и специалистов, по разрядам отдельных профессий специалистов организаций производственных отраслей (должности которых не категорируются) и др.

При расчете часовых тарифных ставок месячная тарифная ставка делится на среднемесячное количество рабочих часов, установленное действующими нормативными актами, с учетом годового баланса рабочего времени.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника, он присваивается каждой производственной операции, каждой работе. Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работы - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от его сложности. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих составлены для каждой отрасли промышленности и содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. С помощью тарифно-квалификационных справочников можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой. Справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

При оформлении сотрудника на новом месте работы между работодателем и работником устанавливается определенная схема оплаты труда, обязательной частью которой в львиной доле случаев является должностной оклад.

О том, для чего нужен должностной оклад, по какому принципу он рассчитывается и можно ли его изменить, мы сегодня и поговорим.

Коэффициенты для исчисления должностных окладов

Согласно трудовому законодательству должностным окладом является фиксированная сумма оплаты трудовой деятельности за исполнение собственных должностных обязанностей. Должностной оклад не может включать в себя социальные, стимулирующие или компенсационные выплаты.

Трудовой Кодекс РФ определяет базовый должностной оклад как ставку заработной платы работника государственной или муниципальной организации, осуществляющего профессиональную деятельность рабочего или служащего без учета дополнительных выплат.

Таким образом, установленный на уровне государства, положен в основу установления размеров должностных окладов сотрудников.

Оклад любого работника напрямую зависит от множества факторов, среди которых:

  • профильное образование;
  • квалификация;
  • стаж работы.
  • Внимание! Должностной оклад – это фиксированная сумма оплаты труда, устанавливаемая в зависимости от занимаемой сотрудником должности, квалификации, профильного образования и стажа работы на данном предприятии.

    Размер оплаты трудовой деятельности служащих устанавливается с опорой на схемы должностных окладов , которые разрабатываются на уровне организации или целой отрасли:

    1. Отраслевые схемы используются для определения окладов сотрудников организаций, финансируемых из бюджетных источников.
    2. Схемы окладов, утвержденные на уровне фирм, финансируемых за счет собственных средств, принимают с указанием номенклатуры должностей специалистов и соответствующими размерами окладов.

    В схемах должностных окладов обеих групп может указываться диапазон размера заработной платы, именуемый «вилкой» окладов.

    Установление минимальной и максимальной планки оплаты труда позволяет определять размеры окладов сотрудников в индивидуальном порядке, опираясь на их квалификацию, опыт работы, объем выполняемых работ и деловые качества.

    Уровень профессионализма и специалистов, и рабочих определяется с помощью градации на категории, благодаря чему осуществляется дифференциация окладов сотрудников. Большинству организаций характерна трехступенчатая градация.

    Согласно трудовому законодательству, положение об оплате труда может предусматривать установление персонального повышающего коэффициента :

    • по занимаемой должности;
    • за выслугу лет ().

    В случае установления повышающего коэффициента, размер предстоящих выплат определяется путем математического умножения размера оклада на коэффициент.

    Персональный повышающий коэффициент может быть назначен с учетом:

    • профессиональной подготовки;
    • сложности выполняемых работ;
    • степени ответственности сотрудника.

    Решение о надбавке принимается руководителем предприятия в отношении каждого работника индивидуально.
    Коэффициент за выслугу лет может быть установлен сотрудникам в зависимости от общего профессионального стажа на данном предприятии.

    Как происходит надбавка к должностному окладу

    Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

    • установленных тарифных ставок;
    • должностных окладов;
    • сдельных расценок.

    Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

    Надбавки к окладу бывают двух видов:

    • обязательные;
    • необязательные.

    Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

    Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

    Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

    • стаж работы сотрудника;
    • профессиональное мастерство;
    • работу с коммерческой тайной;
    • владение иностранным языком;
    • ученую степень;
    • результаты работы.

    Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

    В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

    Уникальный приказ об изменении (повышении) должностного оклада

    Изменение оклада сотрудника может быть инициировано служебной запиской с указанием причин изменения оклада. Если окладная часть впоследствии будет уменьшена, то пожелания линейного руководителя учитываться не будут.

    Причинами увеличения окладной части может стать:

    • систематическое перевыполнение плана;
    • повышение квалификации;
    • успешно пройденная аттестация;
    • большой опыт работы.

    Кроме того, повышение должностного оклада может быть инициировано в результате изменения служебных обязанностей.

    Для того чтобы поднять вопрос о повышении оклада:

    1. Руководитель работника должен предоставить вышестоящему начальству служебную записку с информацией о причинах увеличения оклада своему подчиненному.
    2. Впоследствии документ должен быть согласован с уполномоченным лицом или директором организации.
    3. После того, как увеличение оклада будет одобрено, сотрудник отдела кадров должен подготовить уникальный приказ о корректировке окладной части заработной платы сотрудника, а также о внесении корректировок в штатное расписание.
    4. Кроме того, все изменения должны быть отображены и в трудовом договоре. Для этого необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое в дальнейшем будет подписано обеими сторонами.
    5. В случае достижения договоренности любого рода, составляется уникальный приказ об изменении должностного оклада и допсоглашение к трудовому контракту.

    Так как данный приказ не имеет утвержденной на законодательном уровне формы, любое учреждение вправе составить его в произвольном формате на фирменном бланке предприятия. При этом крайне важно, чтобы приказ отражал следующие данные:

    • сведения о предприятии;
    • реквизиты приказа;
    • город или населенный пункт, где был составлен приказ;
    • дату составления документа;
    • изменения в условиях трудовой деятельности;
    • аргументацию необходимости изменения должностного оклада;
    • подписи сторон.

    Таким образом, окончательный вариант приказа об изменении оклада должностному лицу будет выглядеть примерно следующим образом:

    Организационно-правовая форма компании
    «наименование»

    ПРИКАЗ № (номер приказа)

    о повышении оклада (имя сотрудника в дательном падеже)

    В связи с (причина повышения оклада, например: улучшение качественных показателей/ изменение штатного расписания/ расширение функционала) ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Установить (должность и ФИО сотрудника) должностной оклад в размере (новая сумма оклада цифрами и прописью) рублей с (дата изменения оклада).
    2. Главному бухгалтеру (ФИО бухгалтера) обеспечить своевременные выплаты указанного в пункте 1 настоящего приказа оклада и других сумм, рассчитываемых исходя из него, а также проконтролировать корректность оформления всех кадровых документов.
    3. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) внести изменения в штатное расписание (дата и номер штатного расписания), установив оклад по должности (наименование должности) в размере (сумма нового оклада).
    4. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору (дата и номер трудового договора сотрудника) с (ФИО сотрудника) об установлении оклада в размере (сумма нового оклада) с (дата изменения оклада).
    5. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) ознакомить с настоящим приказом (ФИО сотрудника)под роспись.

    Основание: (наименование, дата и номер документа, инициировавшего повышение оклада, например: докладная записка руководителя отдела/ приказ о внесении изменений в штатное расписание)

    Генеральный директор (наименование компании) (ФИО)_______________(подпись) __

    С приказом ознакомлен(а) (ФИО главного бухгалтера)_________________ (подпись) __
    С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника отдела кадров)___________ (подпись) __
    С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника)____________________________(подпись) __

    Изменения в условиях оплаты профессиональной деятельности вступят в силу сразу же после подписания документов обеими сторонами.

    Главное помнить, что как бы ни менялись условия оплаты трудовой деятельности, в случае достижения какой-либо договоренности, между сторонами должен быть составлен приказ и допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда. Без этой документации изменение окладной части будет считаться недействительным.

    Тарифная ставка (должностной оклад) – это основа оплаты труда работников, размер которой устанавливается нанимателем в коллективном договоре, соглашении, в бюджетных организациях - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

    Тарификация должностей специалистов и других служащий производиться в соответствии с приложениями 1 и 4 к Инструкции.

    Установление конкретных тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов производиться нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам 2, 4, 5 приложения 1 к Инструкции. При этом тарифный разряд зависит от уровня квалификации теоретических и практических знаний, степени сложности выполняемых работ (обязанностей) и ответственности. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных соответствующими квалификационными справочниками.

    Отнесение должностей к специалистам среднего или высшего уровня квалификации осуществляется нанимателем в зависимости от конкретного содержания обязанностей работника, характеризующего характер (сложность) выполняемой работником трудовой функции по направлению деятельности, что отражается в должностной инструкции специалиста.

    Согласно приложению к Инструкции ревизору автомобильного транспорта, как специалисту среднего уровня соответствует строка 4 и может быть установлены тарифные разряды в диапазоне 7-10.

    Диспетчер автомобильного транспорта согласно приложению к Инструкции относится к специалистам и могут быть установлены тарифные разряды в диапазоне 10-13 тарифного разряда.

    Начальнику отделения согласно Приложению к Инструкции соответствует номер уровня управления 2.11 и могут быть установлены тарифные разряды в диапазоне 13-15.

    Начальнику ремонтной мастерской согласно приложению 4 к Инструкции соответствует уровень управления 4.13 и могут быть установлены тарифные разряды в диапазоне 16-18.

    В данном примере конкретные тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливается нанимателем самостоятельно в пределах диапазонов по строкам или уровням управления, с учетом квалификационных требований уровня образования и стажу работы, изложенных в ЕКСД и ЕТКС.

    Нанимателем установлены следующие тарифные разряды и коэффициенты:

    Ревизору автомобильного транспорта - 9 разряд и тарифный коэффициент 2,32;

    Диспетчеру автомобильного транспорта - 12 разряд и тарифный коэффициент 2,84;

    Начальнику отделения – 13 разряд и тарифный коэффициент 3,04;

    Начальнику ремонтной мастерской – 17 разряд и тарифный коэффициент 3,98.

    Тарифная ставка I разряда в коммерческой организации составляет 132000 руб. Расчет тарифных ставок (тарифных окладов) представлен в таблице:

    Формирование тарифной ставки (должностного оклада) работника производится на основании тарифной ставки (оклада) работника, рассчитанной по ETC. Для этого к тарифной ставке (окладу) работника, рассчитанной по ETC, прибавляются повышения, предусмотренные Инструкцией и иными нормативными правовыми актами. Все указанные повышения исчисляются от тарифной ставки (оклада), рассчитанной по ETC, по каждому основанию отдельно.

    Работникам организации по решению руководителя могут быть установлены следующие повышения тарифных ставок (окладов):

    За выполнение особо важных работ в размере от 15 до 45 %;

    За работу с удаленными структурными подразделениями организации -15 %;

    За высокий уровень ответственнос­ти - до 40%;

    При внесении вклада в эффективность работы организации - от 20 до 50 %;

    За интенсивность работы - до 50 %;

    За внедрение рационализаторского предложения - до 40 %;

    При наличии присвоенной в установ­ленном порядке квалификационной кате­гории - от 10 до 25%;

    В зависимости от ответственности выполняемой работы или трудовых функ­ций - от 10 до 25 %;

    За интенсивность работы - от 15 до 45 %;

    За участие в разработке и реализации инновационных проектов, способствующих модернизации производства - от 30 до 50 %;

    За участие в разработке и реализации инвестиционных проектов - до 45 %;

    За внедрение новейших технологий - на 70 %;

    При внесении вклада в эффективность работы организации - на 15 %.

    Тарифная ставка первого разряда в коммерческой организации установлена в размере 180000 руб. Ведущему экономисту по ЕТС к Инструкции нанимателем установлен 14 разряд и соответственно тарифный коэффициент 3,25.

    Тарифный оклад, рассчитанный по ЕТС составляет.

    ТАРИФНЫЙ оклад = 180000 × 3,25 = 585000 руб.

    Коэффициенты повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям могут применяться для расчета тарифных окладов, рассчитанных по ЕТС, руководителей и специалистов соответствующих производственных структурных подразделений при условии, что они установлены не менее 50 процентам рабочих, непосредственно занятых в этих подразделениях.

    Конкретный перечень профессий (должностей) работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения, а также порядок и условия их применения устанавливаются нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

    В соответствии с приложением 2 к Инструкции применяется коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям:

    ТАРИФНЫЙ оклад = 180000 × 3,25 × 1,2 = 702000 руб.

    В соответствии с ЕТС и Инструкцией по ее применению наниматель с учетом финансового состояния организации может устанавливать работникам повышения их тарифных ставок (окладов), а также сдельных расценок до 300 % включительно, если больший размер не установлен законодательством. Порядок и условия установления повышения предусматриваются в локальном нормативном правовом документе «Положение об оплате труда».

    Штатное расписание - организационно-распорядительный документ, который содержит сгруппированный с учетом структуры управления организации перечень наименований должностей служащих и профессий, рабочих с указанием их количества по каждому наименованию,. Поскольку в соответствии со ст. 1 и 19 ТК трудовой договор заключается по должностям, специальностям, профессиям и квалификации согласно штатному расписанию для соблюдения законодательства в организациях любых организационно-правовых форм должно быть утверждено штатное расписание.

    Учитывая важную роль штатного расписания в деятельности организации, подход к его созданию должен быть профессиональным и основываться на применении нормативных актов по вопросам структуры, наименования профессий (должностей), определения численности работников, установления размеров должностных окладов (ставок), доплат и надбавок.

    Штатное расписание организации утверждается должностными лицами, которым это право предоставлено уставом (положением), учредительным договором.

    В соответствии со ст. 43 Закона Республики Беларусь «О предприятиях» предприятие самостоятельно утверждает структуру и штаты. Организационная структура любой организации разрабатывается с точки зрения экономической целесообразности и, как правило, включает производственную (исполнительную) структуру и структуру аппарата управления. При этом учитываются особенности организации производственных процессов, необходимость специализации и кооперирования, разделение сфер их деятельности, прав и ответственности, подчиненность и взаимодействие. Выбор типа организационной структуры предприятия зависит от формы организации труда, централизации и децентрализации функций управления. Организационная структура и штаты утверждаются приказом нанимателя.

    Для того чтобы организационная структура и штатная численность, а также штатное расписание были экономически обоснованными, необходимо выполнить:

    1. Расчет количества рабочих мест и численности работников (трудоемкости) с учетом утвержденных нанимателем норм труда и планируемого объема работ (услуг).

    Согласно ст. 87 ТК установление, замена и пересмотр норм труда производится нанимателем. Нормирование труда является важнейшим фактором организации производства и повышения его эффективности. Нормы труда служат для объективной оценки трудового вклада работника, полного использования производственных возможностей предприятия. Основой для расчета норм труда, установленных на предприятии, могут быть нормы труда (времени, численности, обслуживания), разрабатываемые НИИ труда, отраслевыми министерствами и другими организациями и утверждаемые в установленном порядке, либо ранее существовавшие нормы труда и ввиду объективных причин еще не переработанные. Нормативная база организации должна строиться на основе оптимального сочетания межотраслевых, отраслевых и местных норм труда, соответствующих организационно-техническим условиям на рабочих местах.

    2. Определение наименования профессий рабочих и должностей служащих, их квалификации с учетом распределения работ по рабочим местам и расстановки работников, а также тарификация работ.

    Наименования должностей служащих и профессий рабочих, установление им квалификационных разрядов, категорий должны соответствовать Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКПД) ОКРБ 006-96, введенному в действие с 1 января 1997 с учетом последующих изменений и Единому тарифноквалификационному справочнику работ и профессий рабочих и квалификационному справочнику должностей и служащих.

    Наименование должности со словом старший устанавливается только по тем должностям, по которым в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих не определены квалификационные категории. Например, в штатное расписание может вводиться должность старший инспектор по кадрам, а по должности экономист наименование старший не устанавливается, т.к. по этой должности квалификационным справочником предусмотрены квалификационные категории.

    3. Распределение обязанностей между руководителем организации и его заместителями (утверждается приказом), разработка и утверждение положений о структурных подразделениях организации (отделов, цехов, участков и др.).

    4. Разработка и утверждение положения (условий) оплаты труда работников организации.

    5. Расчет месячных должностных окладов (ставок) на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и с учетом тарифной ставки первого разряда, установленной в организации.

    6. Расчет фонда заработной платы с учетом планируемого объема работ (услуг) и численности работников.

    плата труда руководителей производится по следующим показателям:

    Виды выплат Показатели %
    Должностной оклад - единый вариант – на основе тарифных коэффициентов ЕТС (в зависимости от численности работников в организации) и тарифной ставки 1-го разряда организации - дифференцированные тарифные коэффициенты - руководство подчиненными организациями до 7 % до 10 %
    Увеличение должностного оклада - рост объема производства в сопоставимых ценах - увеличение удельного веса валютных поступлений в выручке, полученной от реализации продукции (работ, услуг) - при условии выполнения доведенных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, соблюдения установленного норматива запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства до 5 % - на 10 % свыше 5 % - на 20% до 5 % - на 10 % от 5 до 15 % - на 20% свыше 15 % - на 30 % до 50 %
    Надбавки - сложность и напряженность работы - стаж работы до 50 % от 1 года до 5 лет – 5 % от 5 до 10 лет – 10 % от 10 до 15 лет – 15 % 15 лет и свыше – 20 %
    Премирование по результатам финансово-хо-зяйственной деятельности - рост выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) - выполнение доведенного показателя прибыли (рентабельности) производства - снижение затрат на рубль товарной продукции до 50 %
    Дополнительное премирование из прибыли - перевыполнение плана по прибыли (рентабельности) - перевыполнение доведенных целевых показателей прогноза социально-экономического развития - выполнение заданий по сокращению бартерных показателей - увеличение численности работников. принятых на дополнительно введенные рабочие места до 50 %
    Спецпремии - внедрение новой техники и технологии - увеличение выпуска экспортной продукции - освоение производства новых видов продукции - экономия топливно-энергетических и материальных ресурсов и др. до 6 окладов в год

    УТВЕРЖДАЮ

    Штат в количестве 21 единицы

    С месячным фондом заработной

    Платы 14 540 410 рублей

    ___________________________

    (наименование должностного лица,

    Утвердившего штатное расписание)

    _________ _______________

    (подпись) (фамилия, инициалы)

    « » ________________201__ г.

    «Печать организации»

    ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

    работников __________________________________________

    (полное наименование организации)

    Вводится в действие с ______________

    Тарифная ставка 1-го разряда 234 800


    № п/п Наименование структурных подразделений и должностей Квалификационные разряды (классы, категории) Коли-чество штатных единиц Тарифные коэффициенты по ETC Тарифный оклад (ставка) по ЕТС Повышения,предусмотренные положением об оплате труда * Дополнитель- ная мера стимулирования труда в соответствии с Дикретом №29* Повышения в соответствии с Постановлением №1748* Должностной оклад (тарифная ставка)
    за категорию
    Аппарат управления
    Директор 4,26 1 000 248 50% 7% 1 570 389
    Главный инженер 3,98 934 504 50% 7% 1 467 171
    Зам. директора 3,72 873 456 50% 7% 1 371 326
    Итого: 2 808 208 4 408 886
    Бухгалтерия
    Главный бухгалтер 3,72 873 456 50% 5% 1 353 857
    Зам. глав. бухгалтера 3,48 817 104 40% 1 143 946
    Бухгалтер I кат. 2,84 666 832 20% 20% 2% 946 901
    Бухгалтер II кат. 2,65 622 220 10% 10% 746 664
    Итого: 2 979 612 4 191 368
    Планово-экономич. отдел
    Начальник отдела 3,72 873 456 40% 5% 1 266 511
    Экономист I кат. 2,84 666 832 20% 20% 3% 953 569
    Экономист Ii кат. 2,65 622 220 10% 10% 746 664
    Итого: 2 162 508 2 966 744
    Производственный отдел
    Начальник отдела 3,72 873 456 40% 5% 1 266 511
    Инженер I кат. 2,84 666 832 20% 20% 4% 960 237
    Инженер 2,65 622 220 10% 684 442
    Итого: 2 162 508 2 911 190
    Всего по штатному расписанию: 10 112 836 14 478 178

    *повышения в соответствии с данными графами штатного расписания рассчитываются по усмотрению студентов и отражаются в коллективном договоре


    Тарифная ставка 1-го разряда на предприятии, приведенном в примере, составляет 234 800 руб. Численность предприятия 21 человека.

    Тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты руководителей организаций устанавливаются по решению собственника имущества (органа, уполномоченного заключать контракт) в зависимости от списочной численности работающих по организации в целом, включая обособле6нные подразделения, а также подчиненные организации и дочерние предприятия, в диапазоне тарифных разрядов согласно приложению 5 ЕТС.

    Директору соответствует диапазон тарифных разрядов 17-19. В данном примере, директору устанавливается 18 разряд. Тарифный коэффициент – 4,26.

    ТС(ОКЛАД)директора= 234 800 × 4,26=1000248 руб.

    Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) директора на 50%.

    Повышениедиректора= 1 000 248 × 50%=500 124 руб.

    Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) директора на 7%.

    ПовышениеТС= 1 000 248 × 7%=70 017 руб.

    Должностной оклад директора с учетом повышения составляет

    ДОдиректора = 1 000 248 + 500 124 + 70 017 = 1570389 руб.

    Тарифный разряд 1-го заместителя директора (главного инженера) устанавливается на 1 разряд ниже разряда руководителя организации (ст. 21 Инструкции). Главному инженеру соответствует тарифный разряд – 17, тарифный коэффициент – 3,98.

    ТС(ОКЛАД)гл. инженера=234 800 × 3,98=934504 руб.

    Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного инженера на 50%.

    ПовышениеТС= 934 504 × 50%=467 252 руб.

    Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного инженера на 7%.

    ПовышениеТС= 934 504 × 7% =65 415 руб.

    Должностной оклад главного инженера с учетом повышения составляет

    ДО гл. инженера = 934504 + 467252 + 65 415=1467171 руб.

    Тарифные разряды заместителей руководителя организации, главного инженера, в качестве заместителя руководителя организации, главного бухгалтера устанавливаются на 1-2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя руководителя организации (или главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации).

    Заместителю директора устанавливается разряд, на 1 ниже разряда главного инженера. Тарифный разряд – 16, тарифный коэффициент – 3,72.

    ТС(ОКЛАД)зам. директора=234 800 × 3,72=873456 руб.

    Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) заместителя директора на 50%.

    Постановлением № 1748 предусматривается повышение ДО заместителя директора на 7%.

    Должностной оклад заместителя директора с учетом повышения составляет

    ДОзам.директора= 873 456 + 436 728 + 61 142=1371326 руб.

    Тарифный разряд главного бухгалтера устанавливается на 1–2 разряда ниже тарифного разряда 1-го заместителя – главного инженера. Тарифный разряд – 16, тарифный коэффициент – 3,72.

    ТС(ОКЛАД)гл. бухгалтера=234 800 × 3,72=873456 руб.

    Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного бухгалтера на 50%.

    ПовышениеТС= 873 456 × 50%=436 728 руб.

    Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) главного бухгалтера на 7%.

    ПовышениеТС= 873 456 × 7%=61 142 руб.

    ДОгл.бухгалтера= 234 800 + 436 728 + 61 142=1371326 руб.

    Тарифные разряды заместителей главного инженера, главного бухгалтера, заместителей руководителей структурных подразделений устанавливаются на 1-2 разряда ниже разрядов главного инженера, главного бухгалтера, руководителей соответствующих структурных подразделений.

    Заместителю главного бухгалтера установлен тарифный разряд – 15, тарифный коэффициент – 3,48.

    ТС(ОКЛАД)зам. гл. бухгалтера=234 800 × 3,48=817104 руб.

    Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) заместителю главного бухгалтера на 50%.

    ПовышениеТС= 817 104 × 40%=326 842 руб.

    Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) заместителю главного бухгалтера на 7%.

    ДОзам.гл.бухгалтера= 817104 + 326 842 + 57 197= 1 143 946 руб.

    Должностные оклады специалистов организации устанавливаются в соответствии с тарифными разрядами ЕТС. В данном примере должность бухгалтера относится к специалистам с высшим образованием. Бухгалтеру I категории устанавливается тарифный разряд – 12, тарифный коэффициент – 2,84.

    ТС(ОКЛАД)бухгалтера I кат.= 234 800 × 2,84=666832 руб.

    Согласно положению по оплате труда бухгалтеру 1 категории установлена доплата 20%.

    Декретом № 29 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) бухгалтера I категории на 20%.

    ПовышениеТС= 666832 × 20%=133 366 руб.

    Постановлением № 1748 предусматривается повышение ТС(ОКЛАД) бухгалтера I категории на 2%.

    ПовышениеТС= 666832 × 2%=13 337 руб.

    Должностной оклад бухгалтера 1 категории оставляет

    Аналогичным образом определяются тарифный разряд, тарифный коэффициент, должностной оклад начальника планового отдела, начальника производственного отдела, инженера, экономиста.


    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

    Согласно статье 61 Трудового кодекса Республики Беларусь оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в организациях, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

    На основании коллективного договора, соглашения и трудового договора нанимателем устанавливаются формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера (ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь). Дифференциация размера оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников.

    Положение о премировании вводится в целях активного использования в условиях рыночной экономики стимулирующей роли премий в обеспечении роста выпуска продукции, рентабельности работы предприятия, наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Премирование применяется для поощрения за дополнительные результаты труда, характеризующие личные качества работников (отношение к труду, проявление творческой инициативы и т.д.).

    Коллективный договор является локальным нормативным актом, заключенным на основании Закона Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях», устанавливает для работников предприятия обязательные трудовые гарантии в области условий и оплаты труда.

    В разделе «Оплата труда» коллективного договора должны быть отражены основные положения организации заработной платы на предприятии (см. приложение А):

    1. Установить тарифную ставку первого разряда для работников предприятия в размере…..

    2. Применять эту тарифную ставку первого разряда как основу для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников.

    3. Корректировать тарифную ставку первого разряда на индекс роста потребительских цен, если он, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущего повышения тарифной ставки первого разряда, превысит пятипроцентный порог.

    4. Применять для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих повременную форму, для рабочих - повременную и сдельную формы.

    5. Установить следующие доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам работников:

    · за работу в ночное время в размере...... за каждый час работы в ночное время;

    · за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполненных работ, выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника в размере;

    6. Установить оплату за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни……..;

    7. Установить надбавки рабочим............;

    8. Установить надбавки руководителям, специалистам и служащим...;

    9. Премирование работников предприятия производить в соответствии с действующим положением о премировании (см. приложение Б).

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Оплата труда

    Наниматель обязуется:

    1. Все вопросы установления и изменения форм, систем и размеров оплаты труда, материального стимулирования, выплаты вознаграждений, дивидендов, материальной помощи, индексации заработной платы решать по согласованию с Профкомом в пределах заработанных средств в соответствии с Положением об оплате труда, являющимся неотъемлемой частью данного коллективного договора (Приложение к коллективному договору № __).

    При отсутствии единого Положения о системе и формах оплаты труда в коллективный договор следует включить приложения, где будут конкретизированы вопросы тарификации, премирования и др.

    2. Установить минимальную заработную плату в размере ________ (ст. 59 ТК).

    Вариант. Обеспечить выплату заработной платы работникам в размере не ниже минимального потребительского бюджета, рассчитанного за истекший месяц, при условии соблюдения установленной продолжительности рабочего времени и выполнения норм труда.

    3. Применять следующие формы и системы оплаты труда: ________________________

    (указать, какие системы оплаты труда -- повременная, повременно-премиальная, сдельная , сдельно-премиальная, индивидуальная, коллективная, ст. 63 ТК).

    Вариант. Установить следующие системы оплаты труда по категориям работников:


    Похожая информация.


    2.4 Организация оплаты труда

    Сущность заработной платы и ее формирование

    Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.
    Рыночная цена единицы труда - это ставка заработной платы, обусловленная в договоре и определяющая уровень оплаты труда, имеющего конкретные профессионально-квалификационные характеристики в единицу времени.
    Факторы формирования заработной платы представлены на рисунке 36.

    Рис.36. Факторы формирования заработной платы

    Факторы формирования заработной платы, представленные на рисунке 13, делятся на рыночные и нерыночные . Среди рыночных факторов , влияющих на ставку заработной платы и конъюнктуру рынка труда, можно выделить следующие:
    1) изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд;
    2) полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор);
    3) эластичность спроса на труда по цене;
    4) взаимозаменяемость ресурсов;
    5) изменение цен на потребительские товары и услуги.
    К нерыночным факторам формирования заработной платы относятся:
    1) меры государственного регулирования заработной платы;
    2) соотношение сил между профсоюзами и работодателями;
    3) конечные результаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад работника.

    Функции заработной платы

    Функции заработной платы:
    Воспроизводственная функция . Заключается в обеспечении работников, а также членов их семей необходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы, воспроизводства поколений. В ней реализуется экономический закон возвышения потребностей.
    Стимулирующая функция . Ее сущность состоит в установлении зависимости заработной платы работника от его трудового вклада.
    Измерительно-распределительная функция . Эта функция предназначена для отражения меры живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом.
    Ресурсно-разместительная функция. Сущность ее состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям.
    Функция формирования платежеспособного спроса населения . Назначение этой функции - увязка платежеспособного спроса, под которым понимается форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами покупателей, и производства потребительских товаров.

    Принципы заработной платы

    Для реализации функций заработной платы необходимо соблюдение важнейших принципов:
    1) Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. Этот принцип связан с действием объективного экономического закона возвышения потребностей, согласно которому более полное их удовлетворение реально лишь при расширении возможностей получить за свой труд большее количество материальных благ и услуг;
    2) Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;
    3) Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности;
    4) Равная оплата за равный труд.
    Основные источники доходов граждан от различных видов деятельности и работников предприятий представлены на рисунках37 и 38.

    Рис. 37. Основные источники личных доходов граждан РФ


    Рис.38. Структура доходов работников предприятия

    Структура дохода работника должна определяться системой отношений его формирования и распределения, соединяющий принцип распределения по труду и конкурентные начала в использовании трудового потенциала работника.
    5) Государственное регулирование оплаты труда;
    6) Учет воздействия рынка труда;
    7) Прирост, логичность и доступность форм и систем оплаты труда.

    Рис.39. Организационные основы оплаты труда на предприятии

    На основе принципов организации и функций заработной платы создается организационная система оплаты труда на предприятии. Перестройка организации заработной платы в соответствии с требованиями рынка предусматривает решение следующих задач:
    -повышение заинтересованности каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда при исключении возможностей получения незаработанных денег;
    -устранение случаев уравнительства;
    -оптимизация соотношений в оплате труда работников различных категорий и профессионльно-квалификационных групп с учетом сложности выполняемых работ, условий труда.
    Государственное регулирование ставит главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая о правах и свободе личности. Государственное регулирование направлено на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
    Регулирующее воздействие должно быть направлено на создание условий для зарабатывания средств и социальных гарантий с целью повышения эффективности использования рабочей силы, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.
    Различают два метода регулирования заработной платы: централизованный и локальный.
    Централизованный метод предполагает законодательное установление норм оплаты труда, исполнение которых обязательно либо для всех предприятий и организаций России, либо только для отдельных отраслей и профессиональных групп. Централизованное регулирование заработной платы осуществляется путем использования следующих механизмов:
    -применение норм Трудового кодекса, регламентирующих условия и порядок оплаты труда;
    -использование тарифной системы. Она является средством государственного регулирования заработной платы работников бюджетной сферы;
    -установление минимального размера оплаты труда. Минимальная заработная плата является государственной гарантией и устанавливается Законом РФ. Этот государственный норматив обязателен для всех организаций и предприятий независимо от формы собственности, отрасли, территории.
    Локальные методы регулирования заработной платы включают все процедуры, механизмы и методы организации заработной платы, которые предприятия разрабатывают самостоятельно. В частности, в локальном порядке определяется размер средств, идущих на оплату труда работников, решение о выборе тарифной или бестарифной системы, введение различных доплат и надбавок к заработной плате (не ниже норм Трудового кодекса), разработка положений о премировании и выплате вознаграждений по результатам труда за год.

    Последовательность работы по организации заработной платы
    на предприятии

    Последовательность работы по организации заработной платы объединена в три блока: выбор способа формирования основной заработной платы, выбор форм оплаты труда, выбор системы регулирования.
    При организации заработной платы на предприятии важен выбор способа формирования заработной платы на базе Единой тарифной сетки, либо бестарифной системы оплаты труда. Приоритет принадлежит ЕТС, при использовании которой достигается более объективная дифференциация заработной платы рабочих разной квалификации. Однако в силу постоянно меняющегося экономического положения предприятиям нередко приходится менять тарифные ставки, что приводит к большим трудозатратам. Бестарифная система оплаты труда позволяет поставить заработную плату в прямую зависимость от фактических результатов работы.
    Критерием экономической эффективности организации заработной платы является опережающий рост хозрасчетного дохода над фондом заработной платы.
    В современных условиях правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основного элемента - нормирования труда, позволяющего установить соответствие между объемом затрат на труд и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях. Работа по совершенствованию нормирования труда должна быть направлена на повышение качества норм и прежде всего на обеспечение равной напряженности норм для всех видов труда и для всех групп работников.

    Повременная, сдельная, повременно-премиальная системы оплаты труда

    Первые два элемента организации заработной платы - нормирование труда и тарифная система - не определяют порядок начисления заработной платы. Они представляют собой базу для установления размера заработной платы.
    Тарифная система- совокупность нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от квалификации работников, сложности работ, условий труда и т.д.
    Элементы тарифной системы:
    Тарифная сетка - шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывает, во сколько раз тарифная сетка различных разрядов больше первого;
    Тарифная ставка - выраженные в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. На основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда рассчитываются тарифные ставки каждого последующего разряда. В зависимости от выбранной единицы времени тарифные ставки бывают: часовые, дневные и месячные (оклады);
    Тарифно-квалификационные справочники - это нормативные документы, с помощью которых устанавливаются разряды рабочих и работы.
    Основные формы оплаты труда представлены в таблице 13.

    Таблица 13

    Формы оплаты труда на промышленном предприятии

    Формы организации труда

    Форма оплаты труда

    Сдельная

    Повременная

    Система оплаты труда

    Индивидуальная или
    коллективная

    Простая сдельная
    Сдельно-премиальная
    Косвенно-сдельная
    Аккордная
    Сдельно-прогрессивная
    Сдельно-регрессивная

    Простая повременная
    Повременно-премиальная
    Окладная

    Коллективная

    Коллективная сдельно-премиальная

    Повременная с доплатами за выполнение нормированного задания.
    Нормативно-сдельно-премиальная

    Существуют две формы оплаты труда: повременная и сдельная.
    Повременная форма характеризуется тем, что заработная плата работнику начисляется в зависимости от количества отработанного в соостветсвии с табельным учетом времени и установленной тарифной ставкой или окладом.
    Сдельная форма оплаты труда позволяет установить размер заработной платы в зависимости от объема выполненной работы, который может быть измерен в количестве операций, изделий и т. д., и размера заработной платы за единицу продукции (расценки).
    Система заработной платы характеризует взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок премий. Существуют десятки систем заработной платы: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная и т. д.
    При простой повременной системе заработок рабочего определяется по той же формуле, с помощью которой характеризуется повременная форма оплаты труда.
    При повременно-премиальной системе заработная плата определяется по формуле (40):

    Зп-пр = Зп + П, (40)

    где Зп- тарифная заработная плата, соответствующая заработной плате, определенной по простой повременной системе;П - сумма премии, установленной за обеспечение определенных количественных и качественных показателей работы.
    Повременно-премиальная система оплаты труда с нормированным заданием используется, когда функции рабочих четко регламентированы, и может быть рассчитана норма времени по каждой операции.
    На базе сдельной формы заработной платы разработаны следующие системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная сдельная.
    Прямая сдельная система позволяет установить прямую пропорциональную зависимость заработка работника от его выработки. Такая зависимость отражается формулой, показывающей сдельную форму оплаты труда. Эта величина отражает основной заработок, являющейся базой для расчета заработков по другим системам сдельной формы.

    Сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная система
    оплаты труда

    Величина заработной платы при использовании сдельно-премиальной системы определяется по формуле (41):

    Зсд - прем = Зсд + П, (41)

    При сдельно-прогрессивной системе оплаты труда для расчета заработков рабочих используются следующая зависимость (42):

    Зсд. - прог. = ро * Vпл + рпрог * Vcверхпл.,(42)
    где ро- штучно-сдельная расценка, рассчитанная обычным способом;Vпл- объем выполненных работ в пределах установленного плана;рпрог- прогрессивно-нарастающая расценка;Vcверхпл- объем работ, выполненный сверхплана.
    Для установления рпрог разрабатывается специальная шкала, где указывается процент изменения, увеличения расценки по сравнению с базой в зависимости от уровня выполнения плана.
    Косвенная-сдельная система применяется для установления заработка вспомогательным рабочим. Для определения заработка рабочих, труд которых оплачивается по косвенной системе, чаще всего используются следующие методы:
    1) Косвенная сдельная расценка (43):

    Зкос = ркос * Vф, (43)

    где ркос- косвенная сдельная расценка;Vф - фактически выполненный объем работ обслуживаемыми рабочими.
    2) Коэффициент выполнения норм (44):

    Зкос = Зп * Кв. н., (44)

    где Зп - заработная плата вспомогательного рабочего, рассчитанная по простой повременной системе; Кв.н.- средний коэффициент выполнения норм обслуживаемыми рабочими.
    Аккордная сдельная система оплаты труда применяется тогда, когда необходимо усилить материальную заинтересованность работников в сокращении сроков выполнения конкретного объема работа, сдачи объекта в эксплуатацию. С этой целью устанавливается фонд оплаты труда за весь объем работ. Ежемесячно до окончания работы рабочим выплачивается аванс, а окончательный расчет совершается после сдачи объекта.Наряду с традиционными формами и системами заработной платы находят применение нетрадиционные системы оплаты труда, например бестарифная система оплаты труда. Помимо этого существуют различные варианты нетрадиционных систем, особенно для оплаты труда руководителей и специалистов, например, система «плавающих окладов», суть которой состоит в том, что по результатам работы данного месяца в следующем месяце для специалистов образуются новые должностные оклады.

    Доплаты и надбавки к заработной плате. Система премирования
    работников

    Виды доплат и надбавок к тарифным ставкам:
    1) не имеющие ограничений по сфере трудовой деятельности (доплата за работу в сверхурочное время, доплата за работу в праздничные дни, выходные и ночное время);
    2) применяемые в определенных сферах приложения труда:
    а) носящие стимулирующий характер, за совмещение профессий, за выполнение обязанностей временно отсутствующего рабочего, за квалификацию
    и т.д.;
    б) связанные с особым характером выполняемых работ: за сезонность работ, отдаленность, многостаночность, вахтовый метод и т.д.;
    в) за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Районный коэффициент - нормативный показатель степени увеличения заработной платы в зависимости от места расположения предприятия (от 1 до 2).
    В условиях перехода к рынку предприятиям предоставлено право самостоятельно разрабатывать и применять премиальные положения, которые должны включаться в коллективный договор. Таким предприятиям необходимо соблюдать ряд основных требований:
    1) показатели премирования должны соответствовать задачам производства;
    2) число показателей и условий премирования не должно быть более двух-трех;
    3) между показателями и условиями премирования не должно быть противоречий;
    4) показатель премирования устанавливать дифферинцированно по фактически достигнутому среднему уровню его выполнения на данном производстве, выше достигнутого среднего уровня;
    5) определять нормативы премирования (размер премии);
    6) проводить оценку напряженности показателя премирования;
    7) в круг премируемых работников включать только тех из них, которые оказывают на показатели премирования непосредственное воздействие;
    8) устанавливать периодичность премирования в зависимости от особенностей предприятия;
    9) обеспечить гарантирование премии соответствующими источниками ее выплаты.

    © 2024 realerus.ru -- Финансовый советник