Сказка где баба яга летит в ступе. Баба яга в ступе. Как выглядит костяная нога

Главная / Интернет

Цитата сообщения Бабушка Яга. Там русский дух...

...Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…
Там ступа с Бабою Ягой идёт-бредёт сама собой.
Там царь Кощей над златом чахнет...

Там русский дух... там Русью пахнет!


Какой взрослый человек может себе представить детство без Бабы Яги. Любому из нас рассказывали страшные истории про злобную бабулю, которая поджаривала непослушных детей.Во всех сказках Баба Яга примерно одинаковая - некая древняя старуха, одетая в лохмотья, которая живёт многие сотни лет в самом дремучем лесу в очень необычной избушке - «на курьих лапках, веретённых пятках», которая умеет вокруг себя повертываться. И вроде как Бабу Ягу надо бояться, ведь она идеальный персонаж, чтобы пугать непослушных детей. Но...

Вид у неё не просто страшный, а подчёркнуто отталкивающий: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Эксцентричному облику злобной старухи соответствует и необычный способ передвижения: Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-яге все звери, но самые верные её слуги — чёрные коты, вороны и змеи. Живёт она в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама во все стороны поворачивается. Нужно только попросить: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом!» — и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе — черепа, вместо замка — рот с острыми зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей между миром живых и мёртвых, а избушку её — вратами в потустороннее царство.


Наверное, многие удивятся, узнав, что старая безобразная старуха - самый мистический персонаж старинного русского фольклора, занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. Наши далёкие предки чтили Лесную Жрицу, Повелительницу Сти-хий и зверей, которая известна нам из сказок как . Баба Яга или Ягибиха или Ягишна - один из древнейших персонажей славянской мифологии. Изначально это было божество смерти. Описание бабы Яги соответствовало роду её занятий (встречать души умерших и провожать их в царство мёртвых) это была женщина с ужасным лицом и змеиным хвостом. Наши предки верили, что баба Яга могла жить среди людей в любом городе и деревне. И поэтому относились к ней как к существу опасному и коварному. Она ведунья, которая живёт уединённо в лесу, в своей деревянной избушке «на курьих ножках». Живёт и одевается она очень просто, сама прядёт и ткёт, топит печь и баню, ест растительную пищу; во всех сказках ей очень много лет. В хозяйстве у неё - кот и другие домашние животные, которые служат ей не за страх, а за совесть.

В глухомани около речушки,
Где осока скрыла берега,
Проживает в маленькой избушке
Бабушка по прозвищу Яга.

Нос крючком, горбата, тугоуха,
Страшное бельмо на пол-лица.
На округу злобная старуха
Насылает порчу без конца.

То ли устарели заклинанья?
То ли силы стали убывать?
Чары остаются без вниманья,
Всем на них сегодня наплевать.

Вот и добры молодцы не едут -
Слаб, видать, у бабки приворот.
Вновь ловить придётся ей к обеду
Жабу да лягушек из болот.

А когда-то весть о ней летела
За леса, за горы, за луга:
Но теперь, увы, другое дело -
Позабыта бабушка Яга.

Ох, как ломит кости на погоду,
Как вставать натужно по утрам!
Давят плечи прожитые годы,
И болит под грудью старый шрам.

Вы теперь поверите едва ли,
Что её в былые времена
Ласково Олесей называли,
И она любила Куприна.
Евгений Меркулов


Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на границе с «тридесятым царством». То есть на границе нашего мира с другими мирами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга - страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий сказочный мир: это и соседние нам миры Яви, и Небесные миры светлых божеств, и нижние миры Нави… Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чистых душой и телом.


Диалог Генерала с Бабой Ягой

из сказки Л. Филатова "Про Федота-стрельца..."

-Ты чавой-то сам не свой,
Не румяный, не живой!..
Али швед под Петербургом,
Али турок под Москвой?..

Съешь осиновой коры --
И взбодришься до поры:
Чай, не химия какая,
Чай, природные дары!

В ейном соке, генерал,
Есть полезный минерал,--
От него из генералов
Ни один не помирал!..


Дарительница и советчица: указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. У неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других та-инственных вещей. Она хранительница (если надо - то и воинственная) своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

«Что же ты не говоришь со мною? - сказала Баба Яга, - Стоишь как немая?»
«Не смела, - отвечала Василиса, - А если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чём».
«Спрашивай, только не каждый вопрос к добру ведёт: много будешь знать, скоро состаришься!»
«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он?»
«Это день мой ясный», - отвечала Баба Яга.
«Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет: это кто такой?»
«Это моё солнышко красное!» - отвечала Баба Яга.
«А что значит чёрный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?»
«Это ночь тёмная - все слуги мои верные!» - молвила Баба Яга».

(«Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

«Баба Яга всё дело справила - коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.
«Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок».
«Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, - сильная и могучая богатырка...»

(«О молодильных яблоках и живой воде», русская народная сказка)

Иллюстрация к "Сказке о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне" А. С. Рославлева


Здравствуй бабушка-Яга,
Лешего подруга.

Я вчера пришёл сюда
К вам из огненого круга.
Напои меня ты квасом,
Пирогами накорми,
Расскажи ты мне про Сваргу,
Мимолётный миг любви.
Посидим с тобой, старушка,
Потолкуем про родню.
- Пить мне поздно, нету кружки,
- завалилась за скамью.
Протопи ты лучше баньку
Да медка налей сполна.
Ты ведь тоже как бы наша,
Только дальняя родня.
Постели ты мне постельку,
Сладким чаем напои,
Редко ведь приходит в гости
Путник странный без любви.
Расскажи мне про былое
Да про молодость свою,
Научи любить и верить,
Веру предков я пойму.
Покажи ты мне кота
Что Баюн зовётся.
Чистой станет вся душа,
Только сердце бьётся.
Попрошу ещё тебя
Мне судьбу поведать.
Где искать любовь свою,
Чувства как изведать.
Погадай мне у печи,
Погадай на крестях.
Про гусей-про лебедей
Спой в своих мне песнях.
У тебя я погощу
Да отправлюсь к дому.
В поле чистом обернусь,
помолюся Роду.

Но так ли страшна Баба Яга, как старались её преподнести? Приверженцы идеи о демоническом начале лесной старушки даже говорят о Бабе Яге как о привратнице, стоящей на адской дороженьке. А сама же её избушка - ни что иное, как врата в Потусторонний мир или некое метафизическое пространство.


В легендах избушка Бабы Яги огорожен забором из человеческих костей, увенчанных черепами. Присказка «Костяная Нога» означает отношение лесной демоницы сразу к двум мирам: живому и мёртвому. Это, якобы, признак плотского разложения. У Яги есть клубок ниток, которым она снабжает сказочных героев. Специалисты видят в этом клубке нить судьбы. Любая сказка про Бабу Ягу повествует о том, что войти в её дом не просто. Для входа даже существуют специальные слова, которые способны разворачивать избушку к себе передом и к лесу задом. Такой поворот демонстрирует сказочному герою окошко, у которого и сидит задумчивая старуха.

Сыров В. М., 1990. Отпуск Бабы Яги. Картина подарена Одесскому Детскому дому



Загрустила что-то Баба Яга...
Затушила свечку, забралась на печку.
Помело под ухо, - и сопит старуха.
Будто нос у ней не нос, а насос.

Утром к ней Кощей Бессмертный приходил,
Злато - серебро на лавке разложил:
«Сыгранём в картишки или в шахматишки»?
Но Яга Кощея вытолкала в шею:
Ты чего пристал Кощей, как репей!

А намедни Змей Горыныч зазывал,
Чуть Трёхглавый телефон не оборвал!
Все шипел на ушко - Прилетай, подружка!
Еле отбрыкалась - Ступа, мол, сломалась!
Неохота, к Змею ей, хоть убей!

Ей бы к Лешему весёлому сгонять!
Чай с малиновым вареньем похлебать.
А потом на санки - рощи да полянки,
Соснячки, дубравы - Покатай кудрявый!
Но не скинуть ног с печи, хоть кричи!

Ну и ветер свищет, ну и пурга...
Заболела что-то Баба Яга...

Ю. Можаров


В покосившейся избушке, в глубине тайги живёт

Очень древняя старушка, не всяк дорогу к ней найдёт.
В ступе ездит та старушка, в травах разных знает толк,
И в подружках не лягушка, а Кикимора слывёт.

Ей в любви Кащей Бессмертный признавался как-то раз,
Но из вредности иль в спешке отказала ему враз.
Поспешила, бросив слово, а потом, жалеючи,
У окошка день и ночку проливала слёзоньки.

Леший в гости набивался, успокаивал, как мог,
Улей с пасеки соседней ей в подарок приволок.
Успокоилась старушка, видно в девках вековать,
Выпив с горя пол-литрушки, стала песни распевать.

Пела песни о печали, о несбыточной любви,
И про то, что нет ей счастья в этом мире суеты.
Леший, дружке подпевая, глотку драл как только мог,
И поэтому, наверно, у избы скосился бок.

Много лет с тех пор промчалось, бабка всё живёт одна,
Скуку тихо прогоняя, живность в доме разведя.
Гуси-лебеди гогочут, Кот-Баюн в углу мурчит,
На шесте избы-старушки тихо совушка сидит.

Л. Тверски. Баба-Яга

В изрядно покосившейся, покрытой мхом
избушке
На дальней и заросшей кустарником
опушке
Сидела у окошка расстроенная бабка
И ела из лукошка довольно странный
завтрак:
Сморчки и мухоморы задумчиво жевала,
Отваром волчьих ягод грибочки запивала,
Крапивой, лопухами старательно
хрумтела -
МалА одёжка стала - вот на диету села!

Зайчатину, лягушек теперь она не варит,
Лишь корешки да травки в бульон себе
бросает.
Тошнит её от вида гусениц ползущих,
Мечтает выпить «фанты» да съесть чего
получше…
Ох, как эта диета старушке надоела!
Но хочется излишки убрать быстрее
с тела!
Иначе очень скоро из-за прибавки в
весе
Она в родную ступу, наверняка,
не влезет!…

Пропал куда-то Леший - любимец
кучерявый,
Кощей, дохляк плешивый, храпит,
аж гнутся травы!
А ей так одиноко!
Сидит в избе, как дура,
И ждёт, когда же станет вновь
стройною фигура.
Затосковала бабка по временам
былинным,
Когда была девицей да с талией
осиной…
Колдует над отваром, диету
проклинает.
На печке кот сердито глазищами
сверкает,

Ворчит: «Ну, может, хватит себя
диетой мучить?
Ведь можно просто транспорт себе
найти получше?!»
«Ты что, - взорвалась бабка -
хозяйку злишь нарочно?
Помалкивай, усатый,

И без тебя мне тошно!»


Ек. Лебедева, Баба-Яга. 2006


С. Голубечкова

Д. Фирсунов

К. Крафт




Растяни меха, гармошка
Эх, играй, наяривай!
Пой частушки, бабка - ёжка,
Пой, не разговаривай!

Я была навеселе,
И летала на метле,
Хоть сама не верю я
В эти суеверия!

Шла лесною стороной,
Увязался чёрт за мной,
Думала - мужчина,
Что за чертовщина?

Снова я иду домой,
Снова чёрт идёт за мной,
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему!

Самый вредный из людей -
Это сказочник - злодей,
Очень врун искусный,
Жаль, что он невкусный!

Растяни меха, гармошка
Эх, играй, наяривай!
Пой частушки, бабка - ёжка,
Пой, не разговаривай!

(Частушки Бабок-Ёжек. Слова Ю. Энтина,
музыка М. Дунаевского)



Здравствуй, бабушка Яга!
Ты нам очень дорога,
Но живёшь в своём лесу
И не знаешь жизни суть.
За леском царит прогресс,
Вот, купи себе протез:
Детский сад тебе собрал
На обновку капитал.
Будешь ты, Ягушка-мать,
На протезе щеголять.

Ой, спасибо вам большое!
Хватит мне хромать с клюкою,
Буду я порхать отныне,
Словно в Греции Богиня!
За такое отношенье
Вам слеплю с трухой пельмени,
Испеку для вас, дружочков,
Очень вкусных пирожочков.
Приготовлю для начинки
Паучков и паутинку.
На десерт подам ватрушки
С мягкой кожицей лягушки.

Ты, бабуся, погоди!
Паутину не едим!
Задержались, нужно нам
Расходиться по домам.


- Ну останьтесь на обед!
- Убегаем! Всё! Привет!


Но все же красива.
А так как собою была неплоха -
Мечтала Яга отыскать жениха.
И чтобы на запах компота и щей
Какой-нибудь, что ли, забрел к ней Кощей.

И сайты знакомств изучала она,
Но всё не была удовлетворена
Поскольку клиенты подобных агенств
Желали грудастых и юных невест.

И вот как-то раз грянул вечный девиз:
"Избушка-избушка, ко мне повернись!".
Из тени еловой - густой и седой -
К избушке царевич пришёл молодой.

Растеряна Баба-Яга: "Не пойму,
Куда тебя деть? Приспособить к чему?
На кой ты мне сдался, бесовская прыть?
Сварить тебя? Или уж усыновить?"

Расстроена бабка, клянёт на чём свет.
Природу, судьбу и дурной Интернет:
"Я мужа искала седого, в годах!
А этот - дитя! Молоко на губах!"

Царевичу жалко Ягу огорчать:
"Попробуем, бабка, сначала начать!
Тебе нужен муж? Мой папаша - вдовец.
Я вас познакомлю - и делу конец!"



Яга обомлела: "К папаше? К царю?
Ой, батюшки... я со стыда же сгорю!
Ни туфель, ни платья приличного нет!
Причёску не делала тысячу лет!"

Но женский талант не забыт, не убит -
И вот уж Яга при параде стоит.
И эту красотку царевич-юнец
Торжественным маршем повёл во дворец.

Папаша-вдовец даже сбился с ноги:
"Мадам, же ву зем, я влюблён, я погиб!"
На этом и сказке, ребята, конец.
Не только модели идут под венец...

Что за странные дела?

Бабка быстро влезла в ступу,
Оземь стукнула метлой.
Полетела над лесами
Расспросить народ лесной.

Приземлилась возле пруда,
Видит рядом чей-то след,
Осмотрела пруд поближе,
А на нём кувшинок нет.

Бабка сильно рассердилась,
Даже хрустнула метла:
- Это что же тут случилось?
Водяной, плыви сюда!

Что такое, что за крики,
Что ты сердишься, Яга?
- У тебя в пруду осталась
Только мутная вода!»

Как, а где мои кувшинки?
Я их столько лет растил!
- У тебя хочу спросить я,
Как ты это допустил?

Ничего вокруг не слышишь,
Это как же надо спать!
Никакого нет порядка,
Надо к Лешему слетать!

Он всегда про всех всё знает,
Хоть седая голова,
И везде всё успевает,
А в твоей - одна вода!»

И рассерженная бабка
Полетела над водой.
Почесал себе затылок
Очень грустный Водяной.

В тине квакали лягушки,
Ели жирных мотыльков,
Куковали две кукушки
По запросу грибников.

Прилетела бабка к дубу,
Постучала по коре:
- Выходи скорее, Леший,
Дело важное к тебе!

Старый Леший испугался,
Чуть не выпал из дупла.
И давай скорей спускаться:
«Ты чего кричишь, Яга?»

Леший, ты всегда всё знаешь,
Быстро мне давай отчёт,
Кто цветы в лесу срывает
И куда потом несёт?

Я вчера с утра заметил,
На поляне нет цветов,
А потом нашёл букетик
На траве у трёх дубов.

В ветхой маленькой избушке
Там Кикимора живёт,
И пускай на все вопросы
Нам она ответ даёт.

Ах, какой ты умный, Леший,
Ну почти как я сама.
Так зови сюда скорее
Скакового кабана!

Я и сам тебя сегодня
Собирался навестить,
Да кабан сбежал куда -то.
- Мог бы и пешком сходить!

А тем временем сороки,
Их подслушав разговор,
Про Кикиморы проделки
Растрещали на весь бор.

Всё бабусе рассказали
Как она себя ведёт,
Что букеты в город носит
И на рынке продаёт.

Я сама вчера видала,
Как она под горку шла,
Сумку полную бананов
На спине домой несла».

- Что, в лесу ей ягод мало?
Здесь грибы, орехи, мёд!
Ей бананов не хватало,
Обезьяний корм берёт!

Нет, такое поведенье
До добра не доведёт,
Никакого воспитанья,
Это с рук ей не сойдёт!

На сосне заухал филин,
Леший уши навострил.
Все услышали, что рядом
Кто-то по лесу ходил.

Неожиданно из леса
У сиреневых кустов
Вдруг Кикимора выходит,
А в руках букет цветов.

Как в народе говорится,
На ловца и зверь бежит.
У Кикиморы тот час же
Стал какой-то бледный вид.

Подходи сюда поближе
И давай-ка нам ответ:
Для чего ты спозаранку
Нарвала такой букет?

Уж она и так и этак,
И не знает, что сказать,
Понимает, что придётся
За поступки отвечать.

Кто, скажи, тебе позволил
Лес родной наш разорять
И ромашки с васильками
На полянах обрывать?

Молвил Леший: - Как не стыдно!
Так себя не уважать!
Красоту родного леса
За бананы продавать!

Сколько раз предупреждали,
Но тебя не воспитать,
Видно всё-таки придётся
Из лесу тебя прогнать!

Что ты, нет, Яга, не надо!
Это ж я не для себя!
Угостить потом хотела
Я бананами тебя.

Что ты тут мне сочиняешь!
Совесть где твоя и честь?
Я тебе не обезьяна,
Чтоб бананы с пальмы есть!

Больше рвать цветы не буду.
Ты прости меня, Яга!
Просто тяга до соблазнов,
Ты ведь знаешь, велика.

У моей избы поляну
Будешь лично поливать,
Чтоб цветы росли быстрее,
А не то не сдобровать!

Где-то пели перепёлки,
Ухал филин на сосне,
А Кикимора по лесу
Побрела к своей избе.

Наведя в лесу порядок,
Бабка в ступу забралась,
Помахав вокруг метёлкой,
Над дубравой поднялась.

Летний день согрел поляны,
Где-то липа зацвела,
А Яга к своей избушке
Над лесами поплыла.

Водяной сажал кувшинки,
Зрели шишки на сосне,
Соловей-разбойник мирно
Почивал в своём гнезде.

Покраснела костяника
И расцвёл в глуши лесной
Цвета утреннего неба
Колокольчик голубой...

Где живёт Баба Яга?

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Ученик Ломоносовской школы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Конечно же поставить гипотезу, определить объект и предмет исследования первокласснику не под силу, поэтому в этой работе ему помогала учительница. Выполненная исследовательская работа была успешно представлена на районной учебно-исследовательской конференции школьников «Юность Поморья».

Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

I. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашел такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Баба Яга – мифологическое существо

Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой (1, с. 56).

3. Основные черты образа Бабы Яги

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж (1, с. 62).

4. Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 23 ученика начальной школы. Варианты их ответов я записал в таблицу 1 .

Таблица 1

Результаты опроса учащихся

1. Кто такая Баба Яга?

Вымышленный персонаж

Ведьма, колдунья

Пожилая женщина

Злая сварливая старуха

Старушка с метлой

2. Какой вы себе ее представляете?

Злой, сердитой, плохой

Веселой, шутливой

Агрессивной, нервной

3. Где она живет?

В лесу в избушке на курьих ножках

На болоте в избушке

4. Чем занимается?

Ходит в гости к Лешему

Летает в ступе

Варит зелья, колдует

Ест детей

Прядет пряжу

5. Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости

Выглядит как у скелета

Деревянная нога

Волшебная нога

Далее я самостоятельно анализировал образ Бабы Яги. Для этого я прочитал 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – я записал в таблице 2.

5. Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Статья опубликована при поддержке компании "Msk Centrum" – одного из крупнейших поставщиков межкомнатных и входных дверей. Хотите изменить Ваше жилое пространство, при этом, не вкладывая огромные средства в перепланировку, реконструкцию или даже в серьезный ремонт? Скажете, что это не возможно, и ошибетесь! Межкомнатные перегородки в Москве от компании "Msk Centrum" способны объединять или уменьшать пространство, зонировать помещения, делать их еще комфортнее, практичнее и многофункциональнее. Межкомнатные раздвижные перегородки при минимуме затрат на их изготовление и монтаж, сделают фундаментальную планировку даже небольшой квартиры более гибкой и мобильной, позволят при необходимости разделить помещение на жилую, рабочую или иную функциональную зону. Специалисты "Msk Centrum" помогут выбрать такую модель перегородки, которая не нарушит сложившийся интерьер помещения, или же станет интересным дизайнерским решением или элементом декора. Подробнее ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, узнать цены и посмотреть готовые работы можно на сайте mskcentrum.ru.

II. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса .
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение. )

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделал вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Словарь терминов

    Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

    Яга – язвить, причинять боль, мучить.

    «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

    Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

    Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

    Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.

    Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

    Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

    Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Приложение 1

Баба Яга


Приложение 2

Слайд 1

Добрый день, уважаемые гости и участники конференции! Я ученик 1 класса Ломоносовской средней школы имени М.В. Ломоносова Проурзин Егор.
Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования. Название темы: «Образ Бабы-яги в русских народных сказках».
Кто такая Баба-яга? Как она попала в сказку? Существовала ли когда-нибудь Баба-яга? Я решил найти ответы на свои вопросы.

Слайд 2

Это определило цель моей работы: проанализировать образ Бабы-яги и сделать вывод о ее сущности.

Слайд 3

Для достижения цели я поставил следующие задачи: Є узнать из дополнительной литературы о Бабе-яге; Є провести опрос среди учащихся по теме работы; Є прочитать русские народные сказки с участием Бабы-яги; Є проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Слайд 4

Гипотеза: предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования:

    думал самостоятельно;

    читал книги;

    спрашивал у взрослых;

    проводил опрос;

    анализировал

Слайд 5

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о Бабе-яге. Им было предложено ответить на следующие вопросы (указать рукой на слайд).
Все варианты ответов я указал после вопросов.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию. Я определил для себя основные моменты, на которые должен обратить особое внимание. Это: место обитания Бабы-яги, ее внешний вид, волшебные вещи в сказках и животные, служащие Бабе-яге.
В ходе исследования, я узнал, что Баба-яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы-яги является славянская богиня смерти. Я понял, что сказку всегда предваряет миф.

Слайд 6

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы-яги я сделал вывод о ее сущности. (Таблица 2 )

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Волшебный платочек, огненный щит

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Слайд 7

Таким образом, мое исследование показало, что Баба-яга – вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа Бабы-яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл (нежели просто злая сварливая старуха). Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Литература

    Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

    Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

    Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

    Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

В оформлении статьи использованы иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам.

Баба-Яга - один из наиболее загадочных персонажей русского фольклора. Ее образ фактически не поддается трактовке. Ясно, что каким-то образом она связана с силами тьмы, но почему она живет в избушке на курьих ножках, пытается изжарить маленьких детей, одаривает пришлого молодца и летает в ступе? Трудно понять, что хотели сказать народу авторы волшебных сказок с участием Бабы-Яги. Это непонимание приводит порой к самым невероятным предположениям. Например, что эта древняя старуха соорудила некий двигатель с реактивной тягой, ступу, в которой летает выше леса стоячего. Какие смыслы скрываются в образе Бабы-Яги? Разобраться в этом помогут древние знания, изложенные в текстах Ригведы. Почему Ригведы? П. А. Лавровский полагал, что слово «яга» может происходить от санскритского слова «aha», которое означает «идти, двигаться». Более того, в имени ведьмы угадывается общеевропейский корень «аг» («действовать, приводить в движение»). Корень «аг» звучит в имени арийского бога огня Агни, которому посвящено наибольшее количество гимнов Ригведы. Агни имел некое первостепенное по важности значение в мировоззрении ариев.

Сюжет русской сказки

Персонажи, подобные Бабе-Яге, известны многим народам мира. Подробные сведения о них изложены в книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Но мы рассмотрим более внимательно, чем замечательна наша русская Баба-Яга. Это - старая слепая безобразная женщина. К ее имени часто прилагается прозвище «Костяная Нога». Иногда ее величают хозяйкой вселенной, иногда - повелительницей зверей и птиц. Она живет в избушке на курьих ножках, в которой нет ни окон, ни дверей. Избушка стоит посреди темного дремучего непроглядного леса. Она окружена частоколом из человеческих костей. На каждом коле - череп с горящими глазницами. Избушка может поворачиваться, т. е. вращаться вокруг собственной оси. В частоколе есть ворота, и от избушки к ним ведет узкая тропинка. Большую часть времени старуха проводит в своем доме, где спит, лежа на полатях. То ли избушка слишком маленькая, то ли старушка такая большая, но она занимает практически все внутреннее пространство, исключая, конечно, то место, где стоит печь. При этом ее нос упирается в потолок, т. е. она не может даже пошевельнуться. Но это не мешает ей иногда вылетать из избы, сидя в ступе, на орле либо на крылатом коне. Когда Баба Яга летит в ступе, она размахивает помелом, а под ступой проносятся буйные ветры. Совместно с бабой Ягой проживают различные животные - змеи, ящерицы, лягушки, сова и кот Баюн. Братья Яги - ветер, месяц и солнце.

К старушке обязательно является добрый молодец. Но она совсем непрочь похитить маленьких детей. Как правило, молодец отправляется в путь в неопределенном направлении с неопределенной целью - куда-то за тридевять земель в тридесятое царство. В этом путешествии ему не миновать избушку. Более того, ему просто необходимо побывать в непрошенных гостях у ее обитательницы. И хотя молодец набредает на жилище Яги случайно, он всегда знает, как себя вести и что говорить. Перво-наперво он дует на избушку и просит, чтобы она повернулась «к лесу задом, а ко мне передом». И избушка ему повинуется. Где перед, там и вход. Появляется дверь, которая открывается на произнесенное слово. Иногда герой кропит дверь водой. Старуха узнает гостя по запаху: «чу, русским духом пахнет», но относится к нему вполне доброжелательно и стремится с ним побеседовать. Но наш герой, видя, что старая женщина подзабыла обряд, напоминает ей: «сначала накорми-напои, баньку истопи, а уж потом и выспрашивай». Яга выполняет все беспрекословно. Сказка заканчивается одним из двух исходов: старуха пытается сжечь молодца в печи, но сгорает в ней сама, или она наделяет его дарами - конем, орлом, ковром-самолетом, гуслями-самогудами, сапогами-скороходами. От нее он получает вдобавок некоторые знания, например научается языку птиц и зверей.

Сюжет сказки короткий, незамысловатый и все-таки непонятный. Тем не менее, все образы даны не случайно, фактически в каждом скрыты смыслы. Их можно раскрыть, если понять, как воспринимали мир арии.

Темный лес и избушка на курьих ножках

Темный лес - олицетворение тьмы вообще. Эта тьма занимает некое ограниченное пространство - бор. Слово «бор» происходит из цепочки слов «пар-пор-пур», где «пар» - расширение пространства, «пор» - его ограничение («пора»), а «пур» - его сужение в линию («пурга», «путь»). Вот почему сочетание «бур» встречается в словах «буря» и «буран» - они отражают свойства линейного перемещения, т. е. свойства ветра. Как известно из русской сказки, ветер - брат Яги, а когда она летит в своей ступе, то поднимает в лесу бурю. Возможно, арии воспринимали свою полуночную страну как ограниченное пространство, заселенное людьми, зверьем и засаженное лесом. Поэтому и страна называлась Бореей.

В этом лесу-бору где-то в неопределенном месте стоит дом-избушка. Где это место, не знает никто. Неопределенность начала в эзотерической литературе характеризуется выражением «ни места, ни объема». В сказке о Бабе-Яге избушка имеет объем, но не имеет определенного места. Добрый молодец выходит на нее случайно («иди туда, не знаю, куда»). В сказке о Мальчике-с-пальчик герой пытается заметить дорогу к этому месту, бросая по пути к нему кусочки хлеба. Но птицы и звери растаскивают хлеб, и направление к дому теряется. Дом не имеет ни окон, ни дверей и похож на каменный ящик-дольмен или на деревянный ящик-домовину, в котором хоронили умерших. Помещение умершего в малое пространство тьмы считалось необходимым условием для его воскресения, т. е. для нового рождения. Действительно, за смертью следует рождение, т. е. рождение непременно является следствием смерти. Зарождение новой жизни происходит во тьме утробы, которое и есть это самое маленькое темное пространство. А смерть - это уход во тьму. Так, во мрак ночного неба уходит луна. Этот период мрака недаром назван новолунием, ведь именно в нем нарождается молодой месяц.

Избушка стоит на курьих ножках. Значит темный ящик - утроба птицы. В русской сказке эта птица - курица, которая не летает и не плавает, т. е. не связана ни с воздухом, ни с водой. Она не может оторваться от земли, курица - земное существо. Согласно более архаичным воззрениям, все новое рождается во тьме вод. Небо воспринималось ариями как водная поверхность, по которой в ладье плывут луна и солнце. Птица сносит яйцо (тоже малое темное потаенное место), в котором спрятан зародыш новой жизни. Мир возникает из яйца водной птицы - гуся, лебедя, утки, цапли и т. д. Однако русская сказка более тесно была связана с представлением о тьме земной. Это означает, что народ, придумавший эту сказку, жил далеко от океана, моря или озера, вокруг был один только дремучий лес («дрема-сон-тьма»).

Избушка стоит в центре круга, окружность которого обозначена частоколом из человеческих костей. Кости, как и деревья в лесу, обладают одним общим свойством - они растут, поэтому в древности кости всегда отождествляли с растениями, деревьями. На кольях нанизаны черепа с горящими глазницами. Арии полагали, что глаза подобны солнцу: они испускают свет, позволяющий видеть окружающие предметы. Способность видеть возникает только с появлением света. В темноте распространяются лишь звуки и запахи. Существование подобного поверья подтверждают материалы раскопок курганов Причерноморья, произведенные украинским археологом Ю. Шиловым. Он обнаружил в раскопах черепа, в глазницы которых были вставлены угли. Избушку от частокола отделяет пространство круга, свет излучает окружность этого круга. От избушки к ободу круга пролегает тоненькая дорожка. Это невидимый луч, который испускает домик, радиус круга, в центре которого стоит избушка. Вдоль этого радиуса круг может расширяться, на что указывают ворота, т. е. брешь в частоколе.

Светящаяся окружность позволяет предположить, что круг, обозначенный в темноте леса, подобен луне, а сам лес - ночному небу. В диске луны незаметна его центральная точка - луна имеет светящуюся поверхность, но ее внутренность темна. Луна испускает холодный свет. Она самопроизвольно делится на два полукруга - полумесяца. Значит, внутри диска проведена незримая вертикальная линия, о наличии которой можно только догадываться. Вертикальная линия делит круг на две половинки - левую и правую. Диск луны можно разделить еще на две равные противоположные части - верх и низ. Таким образом, круг делится пополам также горизонтальной линией. Выделяются четыре направления в плоском пространстве. Вертикальная и горизонтальная линии являются осью зеркальной и поворотной симметрии, вместе они образуют крест. Линии позволяют «увидеть» в круге невидимую центральную точку, они разбивают его на четыре равные части. При этом более наглядно проступает поворотная (радиальная) симметрия. Через центральную точку проходит незримая ось вращения, которая обозначает еще два противоположный направления в пространстве, круг становится колесом, но 6 направлений дают представление о сфере. Вот почему избушка поворачивается вокруг себя на своих куриных ножках. Куриные ножки означают сам факт движения (нога=движение). Но луна также является символом представления о точке (избушка), которая расширяется в круг. Символ расширения здесь - кость (удлиняющийся радиус и окружность), символ движения - нога. Таким образом, в центре круга, в избушке, находится источник движения. Круг имеет предел расширения - окружность. Область круга - тьма, но окружность излучает свет.

Крест позволяет увидеть незримое - центральную точку, источник движения. Проявление невидимого с помощью креста гораздо позднее было введено в ритуальный обиход христианства. Осенение крестом означает изгнание «нечистой силы», когда скрывавшаяся дотоле темная сила становится видимой. Именование «нечистая сила» получили те невидимые компоненты круга, которые присутствуют в нем, скрытые от света (сам свет - порождение тьмы), да и вообще все «обитатели» тьмы. Узнать об их существовании можно не видением, а ведением, т. е. знанием, полученным не от органов чувств, а размышлением. Скрытое от глаз знание и есть то самое тайное знание, которое было доступно лишь посвященным. Обретение тайного знания было возможно путем погружения во тьму. Это погружение во тьму подобно смерти, а неофит - заново рожденному. Старушка, обитавшая в избушке на курьих ножках, знала что-то такое, за чем и отправился удалой добрый молодец в темный лес. Чтобы получить знание, ему необходимо было погрузиться в утробу. Молодец отправился в путь за неким высшим знанием, так как он достиг центра круга. А избушка - утроба, в которой рождается вселенная (расширяющийся круг). Молодцу, по-видимому, надо было получить знание о рождении вселенной.

Мудрая старушка

Баба Яга - старая женщина. Женский пол указывает на то, что Яга потенциально способна произвести новую жизнь. Она обладает темной утробой, в которую закладывается семя, дающее начало жизни. Но детородная потенция не реализуется, этому мешает преклонный возраст. Рождение в данном случае подразумевает получение тайного знания. В более далекие времена обряд посвящения в тайну требовал, чтобы неофит некоторое время провел в утробе рыбы или другого морского животного, например кита («чудо-юдо рыба-кит»), т. е. был связан с водой. Рыбий желудок - аналог избушки и женской утробы, а водная пучина сродни темному бору. Материнская утроба, или шире - женское начало всегда ассоциировалось с тьмой. Само слово «тьма» (знаки «Т», «М», «А») есть «мать» (знаки «М», «А», «Т»). Если избушка, стоящая посреди освещенного круга, символизирует невидимую точку, скрытую в диске луны, то и сама Яга может быть древнейшим символом луны. Действительно, ее брат - месяц, а месяц и луна составляют пару «мужское-женское». Месяц разбрасывает по небу семя-звезды («мес-сем»), а луна их собирает в свое лоно («луна=лоно»). Яга - слепая. Не потому, что при жизни во тьме зрение атрофируется, а потому, что оно вообще появляется только на свету, при освещении предмета. Предмет в темноте не имеет образа. Вот почему Яга - безобразная, т. е. лишенная образа (без образа). Баба Яга - ведьма. Слово «ведьма» - производное от слова «ведунья», т. е. обладающая вeденьем. А вeденье - это способность видеть незримыми очами, то есть познавать не только то, что сокрыто от света, но и то, что вообще недоступно восприятию органами чувств, в том числе слухом, обонянием, осязанием.

Число Бабы Яги - четыре. Ровно на столько равных частей крест делит круг. Он же обозначает в круге ось вращения - перекрестье. Вместе, четыре части и ось вращения, образуют число пять, но старушка не приемлет его. В европейской сказке о пряничном домике, аналогичной по многим смыслам русской сказке о Бабе-Яге, одним из основных является эпизод с мизинцем маленького мальчика, которого ведьма посадила в клетку. Мальчик ест и пьет и время от времени по приказу хозяйки дома дает ей пощупать свой мизинчик, по которому она определяет «готовность» жертвы, предназначенной для сжигания в печи. Мизинчик - пятый палец на руке, он «лишний». В других подобных сюжетах мизинчик вовсе отрубается. Часто на отрубленный палец надето кольцо - это и есть прообраз круга, через центр которого проходит ось вращения. Баба-Яга связана с центром круга, ее избушка вращается-поворачивается, но сама ось вращения, которая становится «мировой осью», к образу Яги не имеет отношения: у нее другие смыслы. Ось вращения - кол, который преобразует плоское пространство в объемное (двумерное в трехмерное). Баба-Яга связана только с понятием о расширении пространства, но не с его преобразованиями.

Большую часть времени Баба-Яга спит, занимая собой все свободное внутреннее пространство избушки. Согласно представлениям ариев, спящий отличается от бодрствующего тем, что он не говорит, а от умершего тем, что дышит и сохраняет тепло. Значит, Яга дышит, ее тело теплое, а когда она пробуждается, то может и поговорить. Дыхание - это колебательное движение, при котором утроба попеременно то наполняется воздухом, то опорожняется. Оно похоже на легкое движение ветра «туда-сюда», или на «вдох-выдох» («ход-дох»). Моделью колебательного движения является маятник, которое можно графически изобразить в виде отрезка. В отрезке колебания происходят возле неподвижной срединной точки. Если отрезок - диаметр, то срединная точка - центр круга. В этом центре и спит Баба-Яга, производя своим дыханием слабое колебательное движение. Когда она пробуждается, то вылетает из избы в ступе-самоходке. Центробежное движение начинается при пробуждении Яги. Ею движет «третья сила», которая представляет собой равнодействующую двух противоположных сил, вызывающих движение маятника. Эта третья сила подобна лучу, исходящему из центра, и обозначается в виде тропинки, идущей от избушки к периферии круга. Подобное представление о троичности, или «третьей силе», нашло отражение в традиционной прическе русских женщин. Голова - это круг, темечко - центральная точка, волосы, расчесанные на прямой пробор, - два противоположных направления (две силы), коса - третья сила. Коса плелась из двух или трех плетей, отражая смыслы двоичности и троичности. На Руси волосы считались сакральными. Яга летит в ступе, размахивая метлой. Метла - символ зимних ветров, заметающих следы. На Руси сохранился обычая вылепленным из снега бабам (снеговикам) давать в «руки» метлу. Метла указывает на происхождение Бабы-Яги - северный зимний лес-бор. Таким образом, пропадают заметки, разбрасываемые на пути к избушке, заметаются следы, ведущие от нее. Так скрывается местонахождение точки, из которой возникает вселенная. При максимальном расширении круга точка, действительно, пропадает вместе со знанием о ней. И все же, в каком бы направлении ни шел добрый молодец, войдя в область круга-бора, он непременно очутится возле избушки.

В избушке вместе с Ягой живут звери определенных видов. Они - атрибуты Бабы-Яги, т. е. отражают присущие ей свойства. Так, сова - птица, которая видит в темноте. А так как видеть во тьме невозможно, то сова - ведунья, или символ тайного знания, мудрости. Символика Кота Баюна многозначна. Во-первых, примечательны глаза кота. Они меняют свою форму - то круг, то вертикальная линия. Вертикальная линия, разделяющая круг луны, невидима. Значит, коту ведомы тайные знаки. Во-вторых, кот разговаривает («баить=говорить»), ему доступна речь, он способен производить модифицированные звуки. В-третьих, мурлыканье кота оказывает гипнотическое действие, навевая сон. В темноте сна человеку являются незримые образы-тени, т. е. опять проявляет себя тайна тьмы.

Удалой добрый молодец

Молодец отправляется неизвестно зачем в тридевятое царство (3х3х3) в тридесятое государство (3х10). Такое количество троек в присказке может указывать на цель путешествия - он хочет познать, что такое есть третья сила. Для обретения тайного знания ему надо погрузиться во тьму. Для этого он и заходит в лес. Блуждая в лесной тьме, он случайно набредает на избушку. Но избушка вместе с ее жительницей не является неожиданностью для молодца: он явно подготовлен для встречи с ними. Тому, что делать и что говорить, научила его маменька. Женское начало всегда ассоциировалось с тьмой и тайным знанием. Причина этого - все та же женская утроба, порождающая новую жизнь. Традиционно женщина на Руси считалась хранительницей знаний, которые она передавала детям. В точном соответствии с данными ему указаниями молодец дует на избушку, инициируя ее движение, и требует от нее повернуться к нему передом. И избушка поворачивается. Чтобы невидимая во тьме дверь приняла образ и открылась, надо произнести ее имя - слово. Когда вещь называется, она проявляется, так как каждой вещи соответствует свое имя - нет имени, нет вещи. Дверь всегда что-то скрывает, у нее такая функция. При именовании двери определяется и ее функция, поэтому дверь открывается. Слово, таким образом, становится ключом («ключевое слово»), раскрывающим то тайное, что было скрыто. Иногда дополнительно дверь окропляется водой. В данном случае такой обычай является рудиментом, так как изначально утробой считалась тьма вод. Но добрый молодец знаком и с преданиями старины.

Молодец входит в избу. Баба Яга довольно радушно встречает непрошенного гостя, она узнает о его присутствии по запаху. Ей не терпится расспросить его о том-о сем. Однако наш герой строго соблюдает обычай. Он напоминает старушке, что его надо сначала накормить, напоить, в баньке помыть, а уж потом вести беседу. Желудок - тоже темная утроба. В него «закладывается» пища, которая сгорает в нем, производя тепло, дыхание и речь. Смерть - это голод, или отсутствие пищи. Звуки речи выходят из утробы по трубе-гортани («гор - горячий») вместе с выдохом. В качестве питья гостю предлагается мед-пиво, или хмельной напиток - медовуха. Хмель позволяет забыть об осторожности и выболтать тайное («что у трезвого на уме, у пьяного на языке»), осветить темные закоулки души. К пьяному на Руси относились сочувственно. Считалось, что человек, лишенный сознания под наркотическим действием спиртного, приобщается к тайному. Омовение тела водой необходимо не только для того, чтобы смыть «русский дух» и стать «невидимым» для ведьмы. Вода приобщает к тайне, давая новое знание - новое рождение, новую жизнь. Считалось, что вода имеет свойство разъединять («мертвая вода») и соединять («живая вода»), т. е. в ней осуществляются переходы «горячее-холодное». Разъединение тела горячей водой - варево, соединение студеной водой - появление формы, например льда. Обряд посвящения, понимаемого как новое рождение, мог сопровождаться разрубанием тела, куски которого потом срастались при окроплении водой.

Когда неофит был полностью подготовлен, ведунья должна была обучить его языку зверей и птиц. Недаром она была их повелительницей. Баба-Яга владела этим языком так же, как она владела звуком вообще. В славянских сказках слов «яга» звучит как «еджи», «ези», что очень напоминает слово «язык». Язык как орган речи способствует производству согласных звуков, т. е. он модифицирует звуковую волну, исходящую из гортани. В результате появляется многообразие звуков. Язык - наиболее подвижная часть речевого аппарата. А Баба-Яга, как мы попытались показать выше, очень тесно связана со всякого рода движением. Поэтому она и получила прозвище «Костяная Нога» - кость растет, а нога ходит. Ведунья одаривает гостя, чем может. Что же это за дары? Конь - самое быстроходное животное. Скорость его бега сравнивалась со скоростью движения мысли. Поэтому дочь арийского бога-творца Тваштара, Саранью, олицетворявшая мысль, изображалась лошадью. Для придания большей скорости коню прилагались крылья. Сапоги-скороходы говорят сами за себя. К сапогам тоже могли быть прикреплены крылья. Греческий бог Гермес, носивший крылатые сандалии, покровительствовал купцам и путешественникам. Ковер-самолет вместе со ступой Яги пополняет список самодвижущихся предметов. Наконец, гусли-самогуды, т. е. музыкальный инструмент, самостоятельно издающий звук. В гуслях звук модифицируется струной. Наличие в числе даров гуслей подтверждает связь Бабы Яги со звуком и речью.

Баба- Яга и Агни

Баба-Яга и бог Агни схожи в том, что оба они связаны с движением. Больше того, они и есть движение как таковое, во всех его видах. Агни - «пуп всего: движущегося и твердостоящего», записано в десятой мандале Ригведы. В нем проявляются противоположности «покой-движение». Покой Агни не абсолютен, он напоминает сон, так как не прекращается колебательное движение «туда-сюда», подобное дыханию. Благодаря дыханию бог становится бессмертным, он не умирает, а переходит от состояния сна к состоянию бодрствования. Так же и Яга. Она спит в своей избушке, а, пробуждаясь, вылетает из нее, сопровождаемая ветром, ее вечным спутником. Движение - это не только перемещение на большие расстояния, но также рост предмета, например растения или тела животного («твердостоящее»), вообще всякое созидание, собирание. Но движение бывает и разрушительным, когда целое разъединяется. Поэтому Агни одновременно и созидатель, и разрушитель, его природа двоична. Другая ипостась Агни - Рудра, которому приписывали разрушительные свойства. Разрушительные силы - зло, созидательные - добро. Зло коварно и неожиданно, оно ассоциируется с силами тьмы, а Яга живет во тьме. Поэтому образ Яги был впоследствии демонизирован, тогда как изначально он имел такую же двойственную природу, что и образ Агни. Двоичная природа Агни означает, что он - «перворожденный закона». Закон - это детерминированность, которая проявляется как чередование противоположностей, например ночь-день, добро-зло, созидание-разрушение и т. д. Две противоположности - два рога, соединенные общим источником движения - головой-точкой, вместе они образуют угол. Рост означает прибавление вещества, а всякое движение можно рассматривать как увеличение числа элементов, например углов. Соединенные в линию углы напоминают волну, а если обозначить начало волны-зигзага, то получим конец хвоста змеи. Змеи, ящерицы и лягушки населяют избушку Яги. Змеи подобны волне и ассоциированы с водой, ящерица имеет ноги и передвигается по земле, лягушка как земноводное животное соединяет воду и сушу. В русском фольклоре Яга уже не связана с водой, она жительница леса, а ее избушка имеет ножки совершенно земной птицы.

Двоичная природа Агни отражена в его эпитетах - он «бык и корова», т. е. двурогое животное. Бык возрос в лоне вод, «от вод пошли его искать и нашли на голове коровы». Но корова - луна, а бык - солнце, сын луны. С Агни связан миф о «золотом зародыше». Он порождается двумя половинками вселенной, небом и землей, которым соответствует скорлупа яйца. Огонь спрятан в яйце и ассоциирован с желтком. Яйцо и вода связаны вместе в символике водоплавающей птицы. Яйцо находится в утробе птицы. Агни спрятан в глубинах тьмы. Избушка Яги напоминает утробу птицы, а печь - спрятанный в утробе огонь. Агни «возник как золотой зародыш, родившись, он стал единственным господином вселенной», «он создал три мира - небо, землю и воздушное пространство». Баба-Яга ведь тоже хозяйка вселенной - расширяющегося круга. В своих действиях, например в сотворении вселенной двоичный Агни проявляется как троичность, он обладает третьей силой. Его ипостась - Трита Аптья, «третий водяной».

Агни рождается «для силы действия». Но прежде, чем зародыш родится, «две половинки вселенной, закутавшись в покрывало, подкреплялись жиром, медовыми яствами». Жир - пища для огня, он горюч. Мед имеет золотистый цвет, цвет солнечного огня. К тому же мед выделывает пчела, ее второй продукт - воск, который при горении выделяет жар, подобно жиру. Мед придает силу. Возможно, таинственный напиток сома представлял собой разновидность гоголя-моголя. Помимо сока растений, он содержал яйцо, мед и молоко. Злая натура Яги проявляется в ее желании кого-нибудь изжарить или съесть, т. е. дать пищу огню, ведь огонь «растет от пищи». Ведьма, обитающая в пряничном домике, откармливает детей и проверяет на ощупь, достаточно ли жирен мизинчик мальчика. Тепло связано с движением непосредственно. При таянии льда его неподвижная глыба превращается в текучую воду. Ветер возникает при соприкосновении двух фронтов - горячего и холодного воздуха. Холодная луна возгорается в жаркое солнце. Вот почему солнце - третий брат Бабы-Яги.

Движение присуще мысли и речи («речь-река-течь»). Жрецы взывают к Агни: «Вдохни в нас счастливую мысль», так как он - «возбудитель мыслей», «языком Агни приносит вдохновение». Языки пламени разнообразны как звуки речи. Недаром языки пламени и языки речи называются одним и тем же словом. Агни живет во мраке, но его существование определяется тем, что он имеет имя: «его высшее имя в тайне, находится в третьем царстве». Похоже, это и есть ответ на вопрос, зачем отправился добрый молодец в тридесятое царство. Его цель - узнать высшее имя бога. Как награду за усердие Яга-Агни одаряет молодца дарами. «Агни раздает сокровища. Создай нам долю, полную добра».

В центральном мифе Ригведы Индра раскалывает гору на две части, небо и землю, высвобождая спрятанный в ней огонь. Образы горы и «золотого зародыша» тождественны. С горой связаны такие дары Бабы-Яги, как конь и орел. Орел летает высоко, достигая неба и вершины горы Меру. Крылатый конь возносится на гору Парнас, а так как лошадь ассоциирована с мыслью, то и конь Пегас - с поэтическим вдохновением. Баба-Яга дарит молодцу огнедышащего коня. Так напрямую показана ее связь с огнем. Дым, восходящий от пламени костра, достигает небес, а Яга на своих летающих предметах стремится подняться выше леса стоячего. А из-за леса восходит пылающий шар солнца.

Е.В. Терешина, Баба-Яга костяная нога // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15431, 26.07.2009


Мои внучата, костяные ножки, весело катаются с ледяных горок. – Запрыгнула в дубовую ступу . - А-а-ах, как прелестно пахнет лесным духом! Ваша Яга закрутила метлой, закружилась в ступе по воздуху и прошептала: - Пам-пара-рам, ухты-мухты. - Взлетела выше... перед избой. Курьи ножки выпрыгнули из сугроба и заплясали от радости. - Кудах-тах-тах! Куд-куда пропадала, баба Яга ? – спрашивает избушка. Я улыбнулась, подмигнула ей и без слов указала крючкастым пальцем на дверь. Сосновая дверь скрипнула, ...

https://www..html

Во второй главушке расскажу вам о том, что произошло дальше. Я села в дубовую ступу , прошептала заклинание и за один миг долетела до Африки. Ваша бабуленька Ягуленька приземлилась на пустоши: - Это же пустыня Сахара! [ ... , раскрыла пасть с острыми клыками и заиграла "погремушкой" на конце хвоста. - Эка невидаль?! – я усмехнулась. – Змея, глупая зверушка, бабу Ягу вздумала пугать!? - Цыкнула разок на змею, топнула костяной ногой и повела метлой по воздуху. Огляделась. - А где змея? Она улетела или...

https://www..html

Когда была я бабою Ягой,
Летала в ступе я отменно,
Она была мне сумкой полевой,
Ведром была одновременно

Метла была мне чтобы оттолкнуться,
От Матушки родной земли,
Со всякой нечистью бороться,
Что попадалась на пути...

Кружила...

https://www.сайт/poetry/1121920

Вас силы светлые, помощники наши, спасители. . … Несколько взмахов могучих крыльев, и наши герои приземлились у избушки Бабы Яги . Из открытых окон и дверей неслась залихватская, хоть и совершенно не в такт, песня. Очень громкая. Рыцарь с... то уже не только свои ремки, и державу пропили почти. -А они сами-то, согласны спасаться? -А кто ж их спросит? Жены помогут. Баба Яга гнусно захихикала. -Слушай, но это как-то нечестно, надо всё же у самих спросить, а хотят ли спасения. А то карму себе испортишь...

https://www..html

Глазки замутились, закатились. Мышиные лапки задрожали, а тело обмякло, следом оцепенело. Ваша Яга горестно запричитала: - А-а-ах, Гунди не шевелится, знать померла. О-о-ой, что я сделала?! О-о-ой, что глупая Яга натворила?! Я мышку Гунди, заморскую зверушку, взглядом убила. – Посидела, погоревала, ... . О-о-очень удивила меня своей прытью: - Вот дела-а-а?! Малюсенькая мышь провела бабу Ягу . Ай да молодец! Самое главное, хорошо, что притворщица жива. Бабке старой от этого, хоть малое, но счастье.

В одном селе по весне корова тремя телятками разродилась. И три местные маманьки в тот же день народили сыночков. Назвали их Ванечками, не сговариваясь.

Вот идет время, растут у коровушки телятки. И Ванечки растут, не отстают.
Как-то раз послали их маманьки на лужок теляток пасти. Пришли они на лужок, тростинки в зубы – щелк, и лежат под солнышком, пятками кверху. Пригрелись и задремали.

А в это время вышел из лесу волк, увидел – телятки ничейные пасутся и забрал их с собой. Впрок, на зиму голодную.

Проснулись Ванечки, глядь, а теляток-то и нету. Заплакали. Знают, что дома им от маманек попадет так, что ни сесть, ни встать. Тут как раз мимо заинька бежал. Увидал он, что Ванечки плачут, остановился и говорит:

— Эх вы! Такие большие, а слезы льете! Не стыдно?
— Стыдно, — хором ответили Ванечки и сопли кулачками стерли.
— Ваших телят волк унес. Это он себе впрок хозяйство к зиме собирает. Стало быть, не съест скоро. Если хотите назад телят заполучить, нужно к Бабе Яге идти. Она одна на волка управу знает.
— Где же найти ее? – спрашивают Ванечки.
— Да нигде, — смеется заинька. – Она детушками малыми сама лакомиться любит. Как заплутаете в лесу – так ее и встретите.

Пошли Ванечки в лес дремучий. Кругом скрепит и шелестит, а еще ухает да кукукает. Страшно им, но к маманькам без телят еще страшнее возвращаться. Вот час идут, другой идут, а на третий заблудились так, что уж не найти дороги домой.

Тут откуда ни возьмись, Баба Яга в ступе летит, помелом погоняет. На плече у нее кот черный сидит, щетинится, а глаза страшные, точно угли раскаленные. Увидала она Ванечек, разом всех троих схватила и в избушку к себе полетела.

В избушке у Бабы Яги сыро, плесенью пахнет и не прибрано. Баба Яга Ванечек на лавку поставила и говорит:
— Будете теперь у меня в услужении. А как что не так – сразу съем. Как звать-то вас?
Назвались они все трое Ванечками. Баба Яга только затылок почесала. Ничего не поняла.

На другой день, надавала она Ванечкам заданий: одному – полы в доме мыть, другому – огород капать, третьему крупу перебирать. А сама улетела прочь из избы. Но у Ванечек – дело молодое – беспамятное. Забыли, что кому из них делать полагалось.

К вечеру возвращается Баба Яга и видит: сидит один Ванечка на огороде и земельку перебирает. Камушки в ней выискивает приметные и в кармашек складывает. Домой зашла Яга и чуть ноги себе костяные не зашибла – весь пол в избе перекопан, доски переломанные торчат, а в дальнем краю избы другой Ванечка с лопатой стоит – знай себе копает. Посмотрела Баба Яга – сидит за столом третий Ванечка и крупинки по одному зернышку в воде намывает.
— Безобразие! – кричит Баба Яга. – Да я вас сейчас всех троих живо в печи изжарю и за ужином съем.

Описание персонажа Баба Яга

Стала тогда Баба Яга на голове у себя волосы рвать. Кричит:
— Убирайтесь все трое из моей избы, чтоб и духу вашего здесь не было!
А тот Ванечка, который избу копал за всех отвечает:
— Нее, нам домой никак нельзя. Нас маманьки заругают. Без телят не воротимся.
— Где ваши телята? – кричит Баба Яга.
— Их волк унес.

Баба Яга тогда в ступу запрыгнула, к серому волку полетела и телят у него отобрала. А потом взяла Ванечек и сама их вместе с телятами до дому доставила.

Чтоб, чего доброго они с ней жить не надумали…

© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник