Содержание операционного бюджетирования состоит в следующем. Принципы разработки структуры основного бюджета компании и отдельных его составляющих (финансовых и операционных бюджетов). Калькуляция производственной себестоимости

Главная / Услуги

Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов , базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).

Назначение операционных бюджетов заключается в планировании текущей деятельности. Различают следующие виды операционных бюджетов.

1. Бюджет продаж. В зависимости от производственных мощностей, поставленных целей на будущее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества продукции и плановых цен. Расчеты производятся по видам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий. Формы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного вида бюджета необходим для формирования производственной программы.

3. Бюджет прямых затрат материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формируется объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот вид бюджета характерен для производственных и строительных предприятий.

4. Бюджет прямых затрат труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресурсов. Исходные данные: бюджет производства. Используется система нормирования труда.

5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на страхование и т. д.

6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Рассчитывается на основе данных об остатках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным циклом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии может также составляться бюджет незавершенного строительства.

7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка постоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики деятельности предприятия.

8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной на предприятии.

В зависимости от вида деятельности на предприятии могут доминировать по значению те или иные виды бюджетов.

Так, например, на производственном предприятии основным для расчета издержек выступает бюджет производства, в торговых предприятиях – бюджет продаж. Если же предприятие занимается одновременно несколькими видами деятельности, то для каждого направления бизнеса необходимо выбрать свой операционный бюджет, а также определить порядок консолидации для свода данных по всему предприятию.

18. Бюджет, смета и план финансирования.

Бюджет – это план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Представляет собой связанный набор финансовых и/или натуральных экономических показателей деятельности компании. Бюджет описывает цели компании в терминах выполнения конкретных финансовых и операционных структур.

Смета – это исчисление предстоящих расходов и доходов, примерный расчет чего-либо. Смета , являясь статической формой отчетности, на практике идеально подходит для планирования постоянных издержек предприятия и составления отчета о них, но для текущего расчета и корректировок условно-переменных издержек или прямых операционных расходов компании она практически неприменима. Отчетность в виде сметы также может использоваться при формировании платежных позиций предприятия, в частности в отношении очередности платежей (особенно на момент нехватки ликвидности), так как смета имеет окраску императивности (обязательности) платежа

План финансирования предприятия составляется на основании плана учредительного финансирования, плана баланса, счета прибылей и убытков, а также плана текущей (менее чем годовой) ликвидности. В нем следует показать, из каких источников, и в какой форме вы будете (или хотели бы) финансировать предприятие или проект. При этом следует различать финансирование за счет средств предприятия и внешнее финансирование. Составьте схему фактического финансирования, а также сформулируйте ваши цели и намерения в сфере финансирования. Финансирование за счет средств предприятия включает в себя: перераспределение имущества (активный расчет), например продажу основных средств (земельных участков, зданий, оборудования и т. п.), в которых нет необходимости, сокращение складских запасов, реализацию с последующим лизингом.

Помимо этого, к внутреннему финансированию относятся тезаврирование прибыли, создание скрытых резервов, отчисления в резервные фонды и прочее.

Внешнее финансирование состоит из следующих компонентов: финансирование за счет вкладов и долевого участия путем внесения учредителями нового капитала либо привлечения новых учредителей, например фондов венчурного капитала.

К внешнему финансированию относятся также различные формы кредитного финансирования: контокоррентные кредиты, кредиты для финансирования оборотного капитала, кредиты поставщиков (путем определения сроков платежей при закупках), комиссионные договоры (консигнационные склады), авансовые платежи покупателей, долгосрочные кредиты для финансирования основных средств, финансирование долевого участия или проектов, а также финансирование за счет лизинга, факторных операций и субсидий.

При описании внешнего финансирования следует подразделять привлекаемые финансовые средства на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Существует общее правило, согласно которому имущественные ценности, предназначенные для долгосрочного использования (основные средства), должны финансироваться за счет привлечения долгосрочных кредитов во избежание кризисов ликвидности

19. Финансовые бюджеты предприятия.

Существует три вида финансовых бюджетов.

1. Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс). Представляет собой прогноз остатков по статьям баланса: дебиторская задолженность, денежные средства, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность и т. д. Каждая статья рассчитывается по стандартной формуле: сальдо конечное = сальдо начальное + обороты по дебету – обороты по кредиту. По активным счетам – со знаком «+», по пассивным – со знаком «-». Значение данного вида бюджета состоит в определении имущества и обязательств предприятия, а следовательно, платежеспособности.

2. Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках) формируется на основе расчетов прогнозных значений объема реализации продукции, себестоимости, управленческих и коммерческих расходов, налогов, расходов финансового характера (проценты по займам и кредитам). Исходной информацией служат операционные бюджеты. Налоговые платежи рассчитываются по среднему проценту. Этот бюджет предназначен для планирования финансового результата, т. е. определения прибыльности.

3. Бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств) отражает прогнозную величину расходов (ориентируясь на данные операционных бюджетов). С помощью него анализируется финансовое состояние (платежеспособность) предприятия, т. е. определяется, в состоянии ли компания погасить текущие и иные обязательства, приобрести новое оборудование и технику, необходимые для расширения производства. Смысл данного вида бюджета заключается в том, что зачастую предприятию необходимо осуществить расходы по нескольким направлениям (например, инвестиции и выплата дивидендов), в связи с чем нужно четко представлять объемы расходов, чтобы проанализировать, достаточно ли притока денежных средств для покрытия оттока или необходимо привлечение дополнительного финансирования. Некоторые компании имеют инвесторов или возможность оформления кредита, за счет чего и покрывается дефицит финансового бюджета. Но это не всегда возможно (в случае низкого уровня платежеспособности предприятия), поэтому одним из выходов является анализ значимости каждой статьи бюджета и выявление наименее важных статей, которые возможно ликвидировать.

Цель бюджета движения денежных средств заключается в том, чтобы посредством данного инструмента, с одной стороны, обезопасить себя от ситуации нехватки денег (что может весьма отрицательно сказаться на процессе производства), а с другой стороны, определить возможность вложения свободных денежных средств в такой бизнес, откуда можно получить дополнительный доход. Бюджет движения денежных средств определяет, какие расходы ожидают предприятие в будущем и за счет каких источников эти расходы будут оплачены.

Операционные бюджеты

К операционным относятся следующие бюджеты.

Бюджет продаж

показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.

Производственный бюджет

отражает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по компании в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода.

Бюджет запасов готовой продукции

содержит информацию о запасах по видам продукции, по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.

Бюджет запасов товаров, сырья и материалов

(основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей — ТМЦ) включает информацию о запасах по видам товарно-материальных ценностей по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.

Бюджет прямых материальных затрат

(основных материалов и запасов товар но-материальных ценностей) содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях па начало бюджетного периода.

Бюджет прямых затрат труда

отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, т.е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок.

Бюджет прямых производственных (операционных) затрат может составляться тогда, когда требуется более точный учет производственных (операционных — для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат.

Бюджет общепроизводственных (общецеховых) накладных расходов показывает расходы на заработную плату адменистративно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном бизнесе (цехе, структурном подразделении), арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие затраты (главным образом общецеховые расходы), связанные с функционированием данного бизнеса на протяжении бюджетного периода.

Бюджет управленческих расходов

содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия или фирмы, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода.

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет накладных расходов содержит

информацию о прочих расходах предприятия, например об амортизации, уплате процентов за кредит и других общезаводских расходах на протяжении бюджетного периода.

Отличие бюджета общепроизводственных накладных расходов от бюджетов управленческих и коммерческих расходов по структуре и набору статей незначительно, и их форматы могут совпадать. Главное отличие состоит в том, что в первом случае все расходы можно подсчитать непосредственно для отдельного вида бизнеса (продукта, цеха, структурного подразделения), а во втором — те же самые затраты могут быть определены только для компании в целом.

Перейти на страницу:
1 2

Что такое Операционный бюджет | Operating Budget

Операционный бюджет англ. Operating Budget , являются тщательно детализированными бюджетами, которые составляются с целью управления текущими расходами.

Они отличаются от других типов составления бюджетных стратегий, которые могут включать позиции, учитывающие проведение будущих операций или дополнительные расходы, которые будут осуществляться вне рамок основного бюджета. Операционный бюджет должен гарантировать не только наличие средств, которые необходимы для непрерывного функционирования бизнеса, но и распределить их наиболее эффективным образом.

Практически любая организация проектирует и выполняет операционный бюджет. Независимо от размера компании составление этого типа бюджета помогает определить, какой размер дохода необходимо получить, чтобы продолжить вести деятельность на прежнем уровне.

Некоммерческие организации также составляют годовой бюджет, который отражает ожидаемую сумму пожертвований и других источников доходов, которые будут использоваться для покрытия расходов. Операционный бюджет может составляться даже домохозяйствами, поскольку он облегчает определение видов и размера ежемесячных расходов.

Операционный бюджет для бизнеса будет, главным образом, включать статьи расходов, которые возникают из месяца в месяц на постоянной основе. Например, они будут включать заработную плату сотрудников, а также сопутствующие расходы на социальный пакет, как, например, медицинское страхование. Бюджет будет также тщательно планировать производственные расходы, чтобы поддерживать непрерывное функционирование компании на таком уровне, который позволяет получать прибыль. Во многих случаях операционный бюджет учитывает и планирует платежи по долговым обязательствам, включая выплату процентов по кредитам.

Фундаментом при составлении операционного бюджета является оценка рабочей нагрузки, необходимой для поддержания операционной деятельности бизнеса. Это обычно представляется как полные рабочие единицы, идентифицированные по статьям затрат, которые связаны с операционной деятельностью. Структурирование бюджета на основе достоверной информации облегчает создание операционного бюджета Часто эта информация важна для решения задачи оптимального распределения денежных средств между различными подразделениями компании, чтобы они могли эффективно осуществлять свою деятельность.

Как и в случае с любым другим типом бюджета, в операционный бюджет время от времени могут вноситься поправки или осуществляться корректировки. Это может быть вызвано такими факторами, как изменение размера доходов, запуск новой линейки продуктов, открытие новых или закрытие старых подразделений, изменения в потребительском спросе и т.п. Поэтому в операционный бюджет обычно закладывается определенная степень гибкости, которая позволяет менеджерам по мере необходимости принимать решения об увеличении или сокращении некоторых статей расходов.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

· основные бюджеты (еще называют финансовыми);

· операционные бюджеты;

· вспомогательные бюджеты;

· специальные бюджеты.

Все эти бюджеты нужны для составления сводного производственного или основного бюджета (мастер-бюджета). При этом мастер-бюджет может быть разработан как для организации в целом, так и для отдельного бизнеса.

Основные бюджеты:

1. Сущность и назначение бюджетирования

1.1. Бюджетирование как управленческая технологи

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Планирование - особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и

нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствие бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут включать результаты производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом. Бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.

Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде Поставка товара или оказание услуги потребителю, который хочет их купить, не обязательно сопровождается их оплатой и отгруженная продукция превращается в выручку от реализации.

Бюджетная система выполняет контрольную функцию, определяя сферу ответственности руководителей различного уровня и соотнося ее с показателями бюджетов и смет. Финансовый контроль и оценка результативности несут при этом характер прямой и обратной связи. Сравнение бюджетных и фактически достигнутых показателей осуществляется контролем с обратной связью, а на сравнении бюджетных показателей с установленными организацией целями основан контроль с прямой связью. Через механизмы контроля с прямой и обратной связью строится система вознаграждения руководителей (премии, льготы и др).Следует отметить, однако, что для эффективной работы механизмов бюджетного контроля необходимо, чтобы система бюджетирования предполагала определенную свободу действий управленческого персонала без незамедлительных обвинений и санкций в случае кратковременных отступлений от бюджетных показателей.С помощью бюджетирования разрабатываются показатели (задания) для конкретных групп работников, что повышает их ответственность за результаты работы. Кроме того, участие сотрудников организации в составлении бюджетов и смет повышает мотивационный эффект. Однако бюджетно-ориентированный стиль оценки работы руководителей неприемлемым в условиях неопределенности.

Системой бюджетирования формируется финансовая осведомленность сотрудников организации. Они должны знать и четко представлять себе последствия своих действий, должны задумываться о том, что какие то другие, альтернативные решения могли бы быть более эффективны с точки зрения финансов.

Многие решения, оказывающие влияние на показатели бюджетного года, принимаются заранее как составляющие перспективного плана, который должен стать стартовой точкой для подготовки годового бюджета. Лица, отвечающие за подготовку бюджетов и смет должны получить от высшего руководства информацию об этом. Кроме того, они должны иметь информацию о возможных изменениях условий деятельности, поправках изменяющих цены, уровень инфляции, отраслевой спрос и выпуск продукции. В процессе представления информации руководителям основных направлений деятельности, отвечающим за подготовку отдельных разделов бюджетов и смет, необходимо давать указания о характере реагирования на возможные изменения экономической ситуации.Коммуникационная функция бюджетирования усиливается, когда процесс его осуществляется в виде комбинации информационных потоков, движущихся во встречных направлениях.

При реализации коммуникационной функции процесса бюджетирования следует иметь в виду, что она достаточно трудоемка и дорогостояща и, если затраты на нее будут выше чем ее достоинства, – она превратится в бюрократический тормоз.

Бюджетный период (продолжительность временного интервала охватываемого бюджетом) для стратегического бюджетирования составляет от 3 до 10 лет, для операционного – 1 год.

От того, какова миссия организации, ее главные и частные цели, зависят цели и задачи бюджетирования. При этом следует:

● четко сформировать главные финансовые и нефинансовые цели;

● выбрать показатели, с помощью которых можно контролировать достижение этих целей;

● определить задачи (обеспечивающие достижение главных целей), которые могут быть решены с помощью бюджетирования.

● Основные цели бюджетирования формируются следующим образом:

● выполнение функций инструмента планирования;

● осуществление контроля с прямой и обратной связью;

● оказание мотивирующего влияния на деятельность работников;

● формирование коммуникационной среды;

● обеспечение координации деятельности организации.

1.2. Виды бюджетов

Составными частями внутрифирменного бюджетирования являются:

а) технология (управленческая);

б) организация системы бюджетирования;

в) автоматизация.

При постановке внутрифирменного бюджетирования необходимо следовать основным его принципам:

● использование методологии бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента, адаптированную к российским условиям;

● создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию бухгалтерской отчетности (и помимо нее) в более оперативном режиме, чем сроки отчетности;

● строгое следование принципам конфиденциальности.

Инструментом процесса бюджетирования являются бюджеты (планы, сметы). Их можно разделить на четыре основные группы:

● основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс);

● операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и др.);

● вспомогательные бюджеты (план капитальных вложений, кредитный план, бюджеты налогов);

● дополнительные (специальные) бюджеты (бюджет распределения прибыли, планы отдельных проектов и программ).

Все эти виды бюджетов необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения план-фактного анализа.

Бюджетирование, как правило, начинается с разработки операционных бюджетов, среди которых обычно принято выделять следующее:

1. Бюджет продаж.

Бюджет продаж показывает объем продаж помесячный и поквартальный по видам продукции и по организации в целом в натуральных и стоимостных показателях. В нем представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей. Объем продаж является основой других бюджетов (смет).

2. Производственный бюджет (производственная программа);

Бюджет производства формируется помесячно и поквартально только в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Его задача – обеспечение объема производства достаточного для удовлетворения покупательского спроса и создания экономически целесообразного уровня запасов.

3. Бюджет запасов готовой продукции.

Бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по организации в целом и по отдельным бизнесам внутри нее в натуральных и стоимостных показателях. Он может быть объединен с бюджетом производства, входить в его состав.

Бюджет запасов готовой продукции рассчитывается на начало и на конец бюджетного периода. На начало периода величина запасов устанавливается исходя из ожидаемых остатков на конец текущего (отчетного) года и включает:

– фактические или ожидаемые остатки готовых изделий на складе;

– продукцию отгруженную, по которой срок оплаты не наступил;

– продукция, не оплаченная в срок покупателями;

– продукция, находящаяся на ответственном хранении у покупателей.

4. Бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых материальных затрат формирует информацию о расходах для заготовления и приобретения товарно-материальных ценностей, необходимых для изготовления продукции, в расчете на единицу продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях.

Содержит также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало и конец бюджетного периода.

Операционный бюджет и его состав.

Операционный бюджет - это система бюджетов, характеризующих затраты на производство, реализацию продукции, управление предприятием, а также затраты по отдельным стадиям производства и функциям управления предприятием.

Он включает:

1) бюджет продаж;

2) бюджет производства;

3) бюджет прямых затрат сырья и материалов;

4) бюджет прямых затрат труда;

5) бюджет переменных накладных расходов;

6) бюджет запасов сырья, готовой продукции;

7) бюджет управленческих и коммерческих расходов;

8) бюджет себестоимости реализованной продукции.

Операционные бюджеты необходимы для формирования натуральных и стоимостных плановых показателей, используемых для составления основных бюджетов.

Назначение операционных бюджетов заключается в планировании текущей деятельности. Различают следующие виды операционных бюджетов.

1. Бюджет продаж. В зависимости от производственных мощностей, поставленных целей на будущее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества продукции и плановых цен. Расчеты производятся по видам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий. Формы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного вида бюджета необходим для формирования производственной программы.

3. Бюджет прямых затрат материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формируется объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот вид бюджета характерен для производственных и строительных предприятий.

4. Бюджет прямых затрат труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресурсов. Исходные данные: бюджет производства.

Используется система нормирования труда.

5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на страхование и т. д.

6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Рассчитывается на основе данных об остатках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным циклом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии может также составляться бюджет незавершенного строительства.

7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка постоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики деятельности предприятия.

8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной на предприятии.

Финансовый бюджет и его состав.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде.
Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа финансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения активов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыльности.
Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

Объем продаж и общая прибыль;

Себестоимость продаж;

Процентное отношение доходов и расходов;

Общий объем инвестиций;

Использование собственных и заемных средств;

Срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

Билет № 14

Взаимосвязи операционного и финансового бюджетов с позиции отражения бизнес-процессов. 2.Взаимосвязи операционного и финансового бюджетов с позиции полноты информации необходимой для расчета бюджетов.

Система бюджетирования любого предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных операционного, инвестиционного и финансового бюджетов. Операционный бюджет состоит из бюджетов продаж, производства, закупок и др., инвестиционный - из бюджетов капиталовложений, реализации внеоборотных активов, инвестиционных поступлений. В финансовый бюджет обычно включают бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (бюджет доходов и расходов) и прогнозный баланс. Сводный бюджет, который включает финансовый, операционный и инвестиционный бюджеты, часто называют мастер-бюджетом.

При разработке системы бюджетирования следует учитывать не только виды составляемых бюджетов, но и взаимосвязь между ними, а также последовательность их формирования. Совокупность всех бюджетов и порядок их составления принято называть бюджетной моделью

Как правило, процесс формирования бюджета начинается с составления бюджета продаж. На основании этого бюджета определяется производственная программа предприятия, а также потребность в производственных мощностях, персонале, сырье и материалах, рассчитываются затраты на содержание обслуживающих подразделений. На следующем этапе формируются бюджет себестоимости производимой продукции, бюджет закупок и другие бюджеты, входящие в состав операционного бюджета. На основе данных операционного бюджета создается финансовый бюджет.

Билет № 15

Модели основного бюджета.

Основной бюджет (master budget) суммирует цели всех подразделений организации, ответственных за сбыт, производство, НИОКР, маркетинг, обслуживание потребителей, финансы.

В основе бюджетирования лежит общий (главный) бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Он состоит из оперативного и финансового бюджетов.

Основной бюджет — это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей.

Основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов:

· Прогноза отчета прибылей и убытков

· Прогноза отчета о движении денежных средств

· Прогноза балансового отчета

Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:

Операционный бюджет состоит из:

· Бюджета реализации

· Бюджет производства

· Бюджета производственных запасов

· Бюджета прямых затрат на материалы

· Бюджета общепроизводственных расходов

· Бюджета прямых затрат на оплату труда

· Бюджета коммерческих расходов

· Бюджета общехозяйственных расходов

· Бюджета прибылей и убытков

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования.

Финансовый бюджет состоит из:

· Инвестиционного бюджета

· Плана денежных потоков

Прогнозного баланса

Процесс планирования следует начинать с плана продаж.

Остальные планы должны строиться на базе этого плана и с учетом достижения запланированных стратегических показателей.

Предыдущая1234567891011Следующая

Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:

Производства;

Закупки и использования материальных запасов;

Трудовых затрат;

Общепроизводственных расходов;

Административно-управленческих расходов;

Коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др.

Бюджет продаж - это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.

Данный бюджет является основой для составления всех остальных бю д жетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Таким образом, бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов.

Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.

Объем производства и объем валового выпуска определяются по следующим формулам:

Q = Q пр + О гп К - О гп Н

где Q - объем производства; Q пр - объем продаж; О гп К остатки на конец периода; О гп Н – остатки на начало периода.

ВВ = ТВ + НЗП К - НЗП Н,

где ВВ - валовой выпуск; ТВ - товарный выпуск; НЗП К - незавершенное производство на конец периода; НЗП Н - незавершенное производство на начало периода.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении.

Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используют показатели физического объема реализации.

Затем калькулируется общая потребность организации в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется проект бюджета закупок с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:

Для получения бюджета закупок в стоимостном выражении нужно количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.

Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.

Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ФИФО, по себестоимости единицы материалов.

На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах калькулируется бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых затрат составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

В данном бюджете представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.

Помимо составления бюджета прямых затрат, необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:

♦ калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

♦ технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности и площади производственных помещений);

♦ сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

♦ расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

Составление бюджета переменных коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж. В качестве баз начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов.

Затем составляется бюджет постоянных расходов, основой составления которого является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.

На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.

Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:

1. Выручка от продаж.

2. Себестоимость продаж.

3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2).

4. Коммерческие расходы.

5. Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 – п. 4 – п. 5).

Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

Объем продаж и общая прибыль;

Себестоимость продаж;

Процентное отношение доходов и расходов;

Общий объем инвестиций;

Использование собственных и заемных средств;

Срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. При составлении проекта бюджета инвестицийорганизации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика основания средств на начало бюджетного периода.

После составления инвестиционного бюджета организация может составить бюджет движения денежных средств (прогноз денежных потоков), в котором прогнозируется поступление и выбытие денежных средств. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Составление этого типа бюджета является важным этапом в планировании. Разработка бюджета денежных средств или кассовой консолидированной сметы организацией преследует одну цель – обеспечение денежными средствами для покрытия всех необходимых расходов в этой организации. Для этого используются фактически все ранее подготовленные сметы. Данный бюджет разрабатывается на год, квартал, месяц, неделю и может быть рассчитан даже на день. Так как существует некоторая степень неопределенности, особенно в поступлении денежных средств за реализованную продукцию, в этом бюджете допускаются некоторые пределы погрешности, поэтому бюджет подлежит частым и значительным корректировкам. Тем не менее, кассовая смета, в частности, годовая или квартальная, помогает принять решение о привлечении банковских кредитов в случае нехватки денежных средств или об инвестициях в случае превышения текущих потребностей организации. При этом принимается во внимание следующее:

♦ осуществляет ли организация торговлю или нет;

♦ на основе данных прошлых периодов были ли безнадежные долги, которые следует учитывать в бюджете при прогнозировании поступления выручки за проданную продукцию;

♦ сроки погашения полученных кредитов и выплаты процентов по ним;

♦ сроки выплаты заработной платы;

♦ сроки осуществления расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности.

Элементами бюджета денежных средств являются:

♦ поступления денежных средств: от продажи продукции, своих активов, получения займов;

♦ выплаты денежных средств за закупки материалов, в качестве оплаты труда, в счет погашения управленческих и коммерческих расходов, в счет уплаты налогов и сборов, расходы по процентам, возврат займов.

Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении ). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Расчет ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.

Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

Бюджет - это не один большой документ, а совокупность документов, охватывающих все сферы деятельности предприятия.

Общий бюджет предприятия представляет собой скоординированный по всем подразделениям план денежных поступлений и затрат всего предприятия и состоит из двух бюджетов первого уровня - операционного и финансового.

Общий бюджет предприятия имеет ступенчатую иерархическую структуру, представленную на рис. 34.3.

Операционный бюджет предприятия создается для планирования будущих расходов и доходов от текущих операций.

Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго уровня:

Бюджета продаж;

Бюджета производства;

Бюджета затрат на основные материалы;

Бюджета общепроизводственных расходов;

Бюджета затрат на оплату труда основного персонала;

Бюджета коммерческих и административных расходов.

В зависимости от масштабов деятельности предприятия, а значит, и многообразия хозяйственных операций некоторые бюджеты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, которые в свою очередь могут складываться из бюджетов четвертого уровня и т.д.

Исходными данными для составления бюджета являются следующие прогнозы:

1. Прогноз изменения цен. Для его разработки необходимо составить перечень цен по основным статьям бюджета предприятия: сырье и материалы, готовая продукция, энергия и т.д. и дать прогноз колебаний этих цен. Наиболее важной задачей этого этапа является определение ценовой политики предприятия для укрепления его позиций на рынке.

Операционный бюджет

Бюджет коммерческих и административных расходов

Бюджет затрат на основные материалы

Бюджет продаж

Бюджет производства

Бюджет затрат на оплату труда основного персонала

Бюджет закупок

Бюджет общепроизводственных затрат

Расчет себестоимости продукции

Финансовый бюджет Бюджет инвестиций Бюджет денежных средств

I Расчет | I дополнительного | I финансирования I Проект отчета о прибылях Прогнозный баланс

Расчет финансовых показателей

Рис. 34.3. Общий бюджет предприятия

2. Прогноз инфляции. Инфляция оказывает заметное воздействие на результаты финансовой деятельности предприятия, что определяет необходимость постоянного учета влияния этого фактора. При формировании бюджета необходимо отразить реальную стоимость активов предприятия и денежных потоков, а также предусмотреть возмещение потерь доходов из-за инфляционных процессов. Основой для учета фактора инфляции являются такие показатели, как темп инфляции и индекс инфляции.

3. Прогноз реализации. При формировании бюджета необходимо определить основные направления коммерческой деятельности, положение предприятия на рынке, проработать состав потенциальных покупателей продукции предприятия. Данный прогноз является основой для определения количества продукции, которое может быть реализовано.

4. Прогноз складских запасов и незавершенного производства. Правильное определение норматива запасов необходимо для оптимального обеспечения потребностей бесперебойной работы предприятия, поскольку занижение нормативов ведет к производственным или финансовым затруднениям, а сверхнормативные остатки запасов требуют дополнительных складских расходов.

Прогноз производственных мощностей предприятия. В ходе данного прогноза определяются максимальные возможности предприятия по выпуску продукции в зависимости от мощностей используемого оборудования.

В отличие от операционного бюджета финансовый бюджет отражает структуру и величину поступлений и расходов предприятия. В состав финансового бюджета входит:

Инвестиционный бюджет;

Бюджет денежных средств.

Инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений) является составной частью финансового бюджета и отражает вопросы обновления и выбытия основных средств предприятия. Он формируется на основе прогноза инвестиций. В рамках разработки данного бюджета происходит сметное планирование капитальных затрат, определение текущих закупок оборудования для обеспечения выполнения производственной программы предприятия на краткосрочный период (квартал) и составление долгосрочного бюджета развития предприятия, охватывающего несколько краткосрочных бюджетных периодов. Инвестиционные решения обусловливают отток денежных средств.

В результате составления бюджета могут быть составлены следующие прогнозные документы:

Прогноз финансовых результатов деятельности предприятия, который является итоговой формой операционного бюджета;

Прогноз движения денежных средств, который является итоговой формой финансового бюджета;

Прогноз инвестиций, который является итоговой формой инвестиционного бюджета (бюджета капитальных вложений).

Отчет о прибылях и убытках и прогнозный баланс являются интегральными итоговыми документами финансового плана, отражающими результаты деятельности предприятия при выполнении разработанного плана развития. Прогнозный отчет о прибылях и убытках является первым документом финансового плана предприятия и показывает, какой доход получит предприятие в прогнозном периоде и какие затраты при этом оно понесет. Прогнозный баланс является формой финансовой отчетности и содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозного периода. Прогнозный баланс позволяет вскрыть финансовые проблемы предприятия (например, снижение ликвидности). На его основе выполняется расчет финансовых показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Процесс подготовки общего бюджета является трудоемким и включает следующие этапы:

1. Подготовка прогноза и определение бюджета продаж.

2. Составление бюджета производства.

3. Составление бюджета затрат на основные материалы.

4. Составление бюджета затрат на оплату труда основного персонала.

5. Составление бюджета общепроизводственных затрат.

6. Определение себестоимости продукции.

7. Составление бюджета коммерческих и административных расходов.

8. Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках.

9. Расчет инвестиционных потребностей.

10. Расчет денежных потоков (составление отчета о движении денежных средств).

11. Составление прогнозного баланса.

12. Расчет дополнительных источников финансирования (при дефицитности бюджета).

Рассмотрим эти этапы более подробно.

1. Работа над общим бюджетом предприятия начинается с составления бюджета продаж, который является важнейшим элементом планирования деятельности предприятия и показывает, какой объем конкретного вида продукции предприятие может реализовать в течение определенного периода времени.

Бюджет продаж является исходным бюджетом для любого предприятия, и от его корректного формирования зависит эффективность всего бюджетного планирования.

Вместе с бюджетом продаж составляется график поступления денежных средств, учитывающий размер поступления выручки по периодам и возврат дебиторской задолженности, т.е. выручки, отложенной к поступлению, существующей на начало прогнозного периода. Сумма неполученных от дебиторов средств на конец прогнозного периода фиксируется в прогнозном балансе как дебиторская задолженность.

Бюджет продаж и график поступления денежных средств составляются на основе прогноза продаж и цен на готовую продукцию. Очевидно, наличие и достоверность этих данных зависят от эффективности работы маркетинговой службы предприятия.

Специфика предприятия определяет методы, используемые при составлении бюджета продаж. Объем продаж может быть установлен:

На основе условий уже заключенных договоров и договоров, планируемых к заключению. Этот метод может быть применен на предприятиях, осуществляющих работу по индивидуальным заказам;

На основе текущего объема производства и рыночной конъюнктуры цен на готовую продукцию. Этот метод может применяться на предприятиях массового производства;

На основе проведения операционного анализа и установления планового уровня отпускных цен, обеспечивающего наибольшую прибыль от реализации данного вида продукции. Этот метод применяется для предприятий с небольшой номенклатурой выпускаемых видов продукции, а также имеющих возможности оперативного изменения объемов и ассортимента выпускаемой продукции.

2. После составления бюджета продаж определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести в различные периоды, чтобы обеспечить запланированный объем продаж и требуемый уровень запасов готовой продукции на складе для обеспечения бесперебойного снабжения потребителей готовой продукцией.

Объем продаж, объем выпускаемой продукции и объем запасов являются взаимосвязанными величинами:

Опр = Озап° + ОВ - 0запк,

где Опр - объем продаж; (*зап° - запасы готовой продукции на начало периода; ОВ - объем производства продукции; ?запк - запас готовой продукции на конец периода.

Частным случаем расчета уровня конечных запасов являются предприятия с серийным и массовым производством, для которых уровень конечных запасов определяется технологическими

факторами и рассчитывается как разница между объемом продаж и объемом производства продукции. Для других предприятий приоритетное значение имеет выбор оптимального уровня запасов готовой продукции. Критерием выбора уровня запасов готовой продукции является:

Минимизация совокупных издержек, связанных с хранением запасов;

Установление достаточного уровня запасов готовой продукции в целях оперативного удовлетворения возникающего спроса.

В результате определяются плановые объемы выпуска по видам продукции, и формируется план производства предприятия на бюджетный период. На формирование плана производства оказывают влияние технологические особенности производства. Поскольку производственный процесс обычно является непрерывным, на начало каждого периода существуют определенные объемы незавершенного производства как по отдельным видам продукции, так и по отдельным заказам. Кроме того, существуют предприятия, выполняющие заказы, длительность осуществления которых может превышать бюджетный период. В этом случае величина выпуска товарной продукции по данному заказу может быть равна 0, а затраты отнесены на незавершенное производство. Таким образом, валовой выпуск отличается от объема производства продукции на величину остатков незавершенного производства за период.

Связь указанных показателей выражается следующим образом:

0ВВ = Одр - 0нпр° + бнпрк,

где??ВВ - объем валового выпуска продукции; Онпр0 - объем незавершенного производства на начало периода; Опр - объем производства; Онпрк - объем незавершенного производства на конец периода.

3. На основе планового валового выпуска по видам продукции производится расчет потребности в основных материалах, т.е. составляется бюджет затрат на основные материалы.

Исходя из технологии производства определяются удельные прямые затраты (в килограммах и человеко-часах) на единицу выпуска. Если предприятие небольшое и номенклатура выпускаемой продукции часто изменяется, обычно используется упрощенный метод, суть которого состоит в сопоставлении динамики прямых затрат и динамики объемов выпуска за ряд прошедших периодов и исходя из этого вычисляется средняя величина удельных прямых затрат на единицу выпускаемой продукции.

Бюджет затрат на основные материалы составляется на основе производственного плана.

Используя норматив потребления сырья на единицу продукции, оценивается планируемый объем сырья для производства объема продукции, заданного для данного периода. Для обеспечения бесперебойной поставки сырья в производство планируется запас сырья на конец каждого подпериода (квартал, месяц) прогнозного периода (год, квартал). Например, на конец каждого квартала запас сырья может быть определен как некоторый процент от общей потребности в сырье для следующего квартала. Зная необходимый объем сырья для выполнения плана производства и учитывая объем запасов сырья на начало и конец периода, определяется необходимый объем сырья для основного производства в натуральном выражении.

Умножая необходимый объем сырья в натуральном выражении на удельную цену сырья, получаем общие затраты на основные материалы в стоимостном выражении. Аналогичным образом рассчитываются затраты на сырье для всех подпериодов. Планируемый объем запасов на конец года рассчитывается индивидуально, а не в составе общих расчетов.

4. Следующим этапом является составление бюджета затрат на оплату труда основного персонала, который осуществляется на базе:

Плана валового выпуска в стоимостном выражении;

Технологического нормирования прямых трудовых затрат (в человеко-часах);

Стоимости одного человеко-часа работы основных производственных рабочих в соответствии с разрядностью работ (тарифная сетка предприятия).

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции (услуг) на удельные затраты рабочего времени для производства данного вида продукции. Бюджет труда определяет также затраты труда в денежном выражении путем умножения необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. В результате планируется бюджет времени и оплаты труда основного персонала.

Если бюджетирование проводится помесячно, суммы денег, начисленные и уплаченные, могут не совпадать. Например, при выплате заработной платы 10-го числа каждого месяца сумма заработной платы, начисляемая, например, в марте, будет запланирована к выплате в апреле.

5. Следующим этапом составления бюджета является расчет общепроизводственных затрат. Состав общепроизводственных затрат разнообразен. Их учет и планирование требуют значительной аналитической работы.

Общепроизводственные затраты делятся на переменные и ПО" стоянные. Для расчета переменных общепроизводственных затрат используется метод увязки величины расхода вспомогательны* материалов с отдельными физическими и стоимостными показа" телями объема выпуска, производственными возможностям*1 предприятия, прямыми затратами. На основе производственной статистики определяется ставка начисления, которая характери" зует соотношение расхода вспомогательного материала с объемов производства или отдельной статьи прямых затрат.

Планирование переменных общепроизводственных затрат про" водится путем умножения ставки начисления на плановую величину показателя базы начисления. Например, если в качестве базового показателя используется объем затрат труда основного персонала (в часах), то проводится предварительный анализ, в результате которого устанавливается величина норматива переменных затрат (в рублях) на час работы основного персонала. Исходя из затрат труда основного персонала и норматива переменны* общепроизводственных затрат планируются суммарные переменные общепроизводственные затраты. Сами производственные нормы отражают потребности предприятия в ресурсах для производства продукции с учетом сложившихся технологий.

Величина постоянных общепроизводственных затрат определяется на основе анализа хозяйственной деятельности предприятия. Часто расчет постоянной составляющей величины общепроизводственных затрат производится через утверждение сметы общехозяйственных затрат каждого производственного подразделения. Составление смет постоянных затрат структурных подразделений предназначено для детального определения потребности каждого подразделения в различных ресурсах, необходимых для нормальной работы в течение прогнозного периода.

Данные этого бюджета входят в прогнозный отчет о денежных средствах, поэтому необходимо объем общепроизводственных затрат уменьшить на величину амортизации оборудования и сооружений производственного назначения, поскольку амортизационные отчисления не являются оттоком денежных средств. Амортизационные отчисления включаются в отчет о прибылях и убытках и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Общая потребность предприятия в каждом из видов материалов производится суммированием плановых величин расхода материалов, после чего составляется общий бюджет закупок с учетом остатка запасов материалов на складе на начало и конец бюджетного периода:

Озк.м = 0п.м - 0зп.м° + 0зп.мк,

где фк.м - объем необходимой закупки материалов; фш.м0 - объем запасов материалов на начало периода; Од.м - необходимый объем материалов; (>зп.мк - объем запасов материалов на конец периода.

В стоимостном выражении бюджет закупок составляется на основе рассчитанной потребности в закупках и плановых цен закупок по видам материалов.

Бюджет закупок показывает потребность предприятия в сырье и материалах для выполнения производственной программы с учетом определения закупок у конкретных поставщиков.

После определения общего объема закупок составляется график расчетов с поставщиками.

Выбор конкретных поставщиков осуществляется с учетом следующих обстоятельств:

На основании рассчитанной величины потребности в материалах и времени ее возникновения проводится анализ существующих предложений поставщиков;

При наличии нескольких поставщиков одного вида ресурсов предпочтение отдается поставщику, параметры контракта которого являются наиболее выгодными для предприятия. Данными параметрами являются цена ресурсов, возможность отсрочки платежа, качество предлагаемых ресурсов, стабильность поставок, гарантийные обязательства и т.д.;

Если предложения поставщиков ограничены временными условиями, анализируются возможность и издержки закупки значительного объема ресурсов для создания сверхнормативных остатков, обеспечивающих потребности предприятия в будущих периодах;

Если конкретные поставщики неизвестны, может быть сделано допущение о возможности приобретения ресурсов в период возникновения потребности в них в нужном количестве и по базовым ценам.

Расчет графика выплат производится так же, как и расчет графика поступления денежных средств. Здесь должны найти отражение погашение кредиторской задолженности поставщикам за сырье, которая существовала на начало прогноза, и оплата закупок сырья в самом прогнозном периоде. Остаток неоплаченного сырья и материалов на конец прогнозного периода станет кредиторской задолженностью предприятия и будет отражен в прогнозном балансе по статье «Задолженность поставщикам и подрядчикам».

6. Следующим этапом составления общего бюджета является расчет себестоимости продукции, которая представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции сырья и материалов, топлива, энергии, основных фондов,

трудовых ресурсов и других затрат на производство и реализацию продукции. Определение себестоимости продукции необходимо для составления отчета о прибылях и убытках.

На основе данных по затратам производится расчет плановой себестоимости выпускаемой продукции, что может быть использовано в целях оценки рентабельности каждого вида продукции и прибыли от основной деятельности предприятия. Наиболее важным в расчете является точный учет затрат, а также определение влияния прогнозных колебаний стоимости основных затратных статей.

Если предприятие работает по заказам, себестоимость выпускаемой продукции рассчитывается по каждому выполняемому заказу (после подписания акта сдачи-приемки) как сумма всех затрат по данному заказу:

С = Он.пр0 + где С - себестоимость продукции; Он.пр0 - незавершенное производство на начало периода; 0ВВ - валовой выпуск продукции за период.

Если производство серийное, удельная себестоимость рассчитывается как средневзвешенная величина по условным единицам продукции:

Суд = УЕ° + УЕвв,

где Суд - удельная себестоимость единицы товарного выпуска; УЕ° - количество условных единиц на начало периода; УЕВВ - количество условных единиц в валовом выпуске.

Величина общепроизводственных расходов распределяется между себестоимостью выпуска и остатком незавершенного производства на конец периода пропорционально полным прямым затратам.

Совокупная себестоимость выпускаемой продукции складывается из величин себестоимости по отдельным видам выпускаемой продукции. "

Калькуляция удельной себестоимости осуществляется в соответствии с гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации» на основе группировки затрат по статьям.

7. Следующим этапом является расчет бюджета коммерческих и административных расходов, который представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, не входящих в расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией. В частности, такие расходы необходимы для поддержания деятельности предприятия в будущем периоде. Данные из этого бюджета нужны для подготовки бюджета денежных средств и в целях контроля указанных расходов. Эта информация исполь

зуется и для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде.

Коммерческие и административные расходы предприятия также могут быть как переменными, так и постоянными. На данном этапе составляется проект бюджета переменных коммерческих и административных расходов на основе определения плановой ставки начисления, привязанной к отдельным показателям объема продаж, с последующим распределением по видам реализуемой продукции.

Постоянная часть коммерческих и административных расходов определяется в результате сметного планирования по подразделениям предприятия, которые осуществляют такие расходы. Следует отметить, что обычно большинство элементов бюджета коммерческих и административных расходов составляют постоянные затраты.

В дополнение к сформированным бюджетным показателям ^прогнозируются прочие расходы, к которым относятся:

Расходы от прочей реализации (от продажи основных средств и материальных активов) и по внереализационным операциям (проценты к уплате, списания задолженности, уценка активов и пр.);

Налоги и другие обязательные платежи (расчет происходит на основании прогнозных параметров с учетом различных льгот, имеющихся у конкретного предприятия);

Выплаты из чистой прибыли (проценты по кредитам, не-включаемые в себестоимость, расходы на содержание социальной сферы, начисление премиального фонда персонала, выплаты дивидендов и др.).

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является нераспределенная прибыль или убыток.

Сформированные бюджетные показатели используются для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках.

Данные прогнозного отчета о прибылях и убытках используются для определения налога на прибыль, учитываемого в расходной части бюджета денежных средств предприятия.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках в бюджетном планировании рекомендуется составлять как в сводном варианте, где происходит фиксация агрегированных показателей доходов и расходов, так и в разрезе отдельных видов продукции.

В разрезе отдельных видов продукции прогнозный отчет о прибылях и убытках строится исходя из выручки, переменных затрат и маржинального дохода отдельных видов выпускаемой продукции. Это позволяет определить рентабельность отдельных видов выпускаемой продукции, сопоставлять переменные затраты и выручку по каждому виду выпускаемой продукции, что имеет важ

ное значение для текущего и перспективного планирования деятельности предприятия.

Следует учитывать, что отчет о прибылях и убытках существенно отличается от бюджета денежных средств, поскольку величина поступлений от покупателей отличается от выручки от реализации на величину дебиторской задолженности. Расходная часть бюджетного отчета о прибылях и убытках отличается от суммы платежей предприятия вследствие наличия кредиторской задолженности (отсрочка платежа) и запасов материальных ресурсов.

8. На основании данных операционного бюджета составляется финансовый бюджет. Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направление их использования в будущем периоде.

Бюджет инвестиций является составной частью финансового бюджета.

Величина инвестиционных расходов по долгосрочным инвестиционным проектам на текущий бюджетный период определяется на основе смет по данным программам с учетом фактического выполнения графика освоения средств на начало бюджетного периода.

Информация о долгосрочных капиталовложениях влияет на:

Бюджет денежных средств, так как является расходной статьей бюджета (затрагивает вопросы на приобретение, строительство, выплаты процентов за кредиты);

Прогнозный отчет о прибылях и убытках, поскольку, являясь расходной статьей, уменьшает величину прибыли предприятия;

Прогнозный баланс, так как изменяется остаток на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

Помимо инвестиционного бюджета финансовый бюджет включает в себя бюджет денежных средств предприятия.

Бюджет денежных средств является итоговым бюджетом, объединяющим все числовые финансовые показатели каждого частного бюджета из состава операционного и финансового бюджетов.

Бюджет денежных средств состоит из двух частей, которые определяют величину и структуру денежных поступлений, и ожидаемые расходы предприятия на текущий бюджетный период по трем основным сферам его деятельности:

1. Основная производственная деятельность предприятия. Денежный поток от основной производственной деятельности - это выручка от реализации продукции (работ, услуг), авансы от покупателей и заказчиков. Денежный отток - это оплата счетов поставщиков и прочих контрагентов, выплата заработной платы, отчисления во внебюджетные фонды, расчеты с бюджетом, выплата по процентам и т.д.

2. Финансовая деятельность предприятия. Приток денежных средств обусловлен получением долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов. Отток денежных средств происходит за счет выплаты дивидендов, в виде возврата кредитов и займов (краткосрочных и долгосрочных) и процентов по ним.

3. Инвестиционная деятельность предприятия. Приток денежных средств обусловлен реализацией имущества, отток - приобретением имущества, выбытием основных средств и нематериальных активов.

Кроме того, что бюджет денежных средств является общим планом поступлений и выплат предприятия и позволяет их контролировать, он принимается также для:

Определения остатка денежных средств на конец бюджетного периода, что необходимо для завершения составления прогнозного бухгалтерского баланса;

Прогнозирования остатков денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, что позволяет выявить периоды излишка или недостатка финансовых ресурсов.

Следует также учитывать раздельное планирование денежных средств и бартера, поскольку денежные средства могут быть направлены на любые цели, в то время как бартер обычно жестко увязан с конкретными поставками. Поэтому при финансовом планировании необходимо предусмотреть это деление. Векселя, зачеты, долги можно приводить к денежным средствам посредствам рыночного дисконта в случае планируемой продажи. При использовании для оплаты материалов или услуг их следует отражать как бартер.

При выявлении дефицитности бюджета необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования. Получение положительного сальдо на конец прогнозного периода возможно либо за счет увеличения финансовых поступлений, либо за счет сокращения финансовых расходов, либо комбинированным способом. При выборе варианта с дополнительным привлечением банковских кредитов в бюджет денежных средств вводится блок «расчет дополнительного финансирования», в котором должно быть предусмотрено получение дополнительных денежных средств. При привлечении кредитов отражаются его получение и возврат, а также выплата процентов по кредиту. Особенностью этой работы является необходимость обеспечения согласованности данных бюджета денежных средств с прогнозным отчетом о прибылях и убытках. Такая необходимость обусловлена тем, что сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибылях и убытках. В то же время сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибылях и убытках и подставляется в бюджет денежных средств.

Последним этапом подготовки общего бюджета является раз" работка проектного бухгалтерского баланса предприятия в цело^> который разрабатывается на основе данных операционного и ф**" нансового бюджетов предприятия, а также баланса на начало бюД" жетного периода. Баланс показывает общее количество и струї"" туру активов предприятия и способ финансирования этих актй" вов. События, наступление которых прогнозируется в балансе» носят вероятностный характер. Бухгалтерский баланс предприятия строится на основе балансовых равенств по отдельным статьям актива и пассива:

Прогнозный баланс для целей финансового планирования в общем случае не совпадает с формой бухгалтерского баланса. Используются агрегированные данные.

Составленные прогнозные документы общего бюджета предприятия позволяют проанализировать предполагаемое финансовое состояние предприятия при выполнении разработанной программы развития.

Завершающим шагом финансового планирования является расчет показателей финансового состояния предприятия, на основе которого может быть проведена корректировка предварительного проекта общего бюджета.

При выявлении ухудшений по основным показателям или недостижимости требуемых значений показателей необходимо вернуться назад и внести соответствующие коррективы в программу развития предприятия.

При корректировке показателей общего бюджета в первую очередь меняют показатели, имеющие минимальный «резерв прочности» или не соответствующие нормативным значениям. Причем корректировка тех или иных показателей может быть достигнута различными способами, каждый из которых может иметь свои негативные последствия для текущей и долгосрочной эффективности предприятия.

Выбирается тот вариант, который наиболее приемлем для вы, полнения предприятием основных задач:

Восстановление платежеспособности предприятия (для крц_ зисных предприятий);

Обеспечение высокого уровня эффективности предприятия-

Соответствие стратегии развития предприятия;

Балансовый остаток на начало периода

Плановый приход -

Плановый балансовый остаток на конец периода

Плановый расход =

Поддержание приемлемого уровня финансовой устойчивости предприятия.

Корректировка показателей общего бюджета приводит к пересмотру предварительных проектов бюджетов. Так, необходимость повышения уровня абсолютной ликвидности приводит к изменению бюджета денежных средств, прогнозного баланса. Если же оптимальным признается вариант увеличения денежных средств за счет роста объема продаж, то тогда пересчету подлежат все формы операционного бюджета.

ГЛАВА 21 Анализ операционного бюджета
  • 1.5. Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах
  • Виды бюджетов

    Общий подход предполагает формирование общего бюджета – скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового бюджетов.

    Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.

    Операционный бюджет включает в себя:

    1.1. Бюджет продаж.

    План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.

    1.2. Бюджет коммерческих расходов.

    В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов может нести ответственность отдел продаж.

    1.3. Производственный бюджет.

    После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.

    1.4. Бюджет закупки/использования материалов.

    В этом бюджете определяются сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

    1.5. Бюджет трудовых затрат.

    Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу, В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.

    1.6. Бюджет общепроизводственных расходов.


    Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели: интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и, аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

    1.7. Бюджет общих и административных расходов.

    Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

    1.8. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

    На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

    Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке операционного бюджета.

  • © 2024 realerus.ru -- Финансовый советник