Teens2Business. Вдохновения. Сергей Дивин. Сергей Дивин: Бизнес в ИТ-образовании стал для меня логичным продолжением после работы в EPAM Что такое STEM-образование

Главная / Финансы

Когда-то было немало написано о сказочном успехе белоруса Аркадия Добкина, который, уехав в 1992 г. в Америку, основал компанию «EPAM Systems», превратившуюся со временем в крупнейшего поставщика услуг в области разработки программного обеспечения на территории бывшего Советского Союза и в Центральной и Восточной Европе. Компания, чья главная штаб-квартира находится в Штатах, имеет сегодня 17 представительств в 8 странах мира.

С прошлого года развитие «EPAM Systems» обещает быть еще более динамичным - в июне компания стала резидентом Парка высоких технологий. О том, какие преимущества она получила, зарегистрировавшись в белорусской Силиконовой долине, и какие перспективы ожидают компанию в дальнейшем, корреспонденту «ЭГ» рассказал генеральный директор иностранного предприятия «ЭПАМ Системз» Сергей ДИВИН.

– Сергей Федорович, о каких результатах участия ИП «ЭПАМ Системз» в ПВТ можно говорить на сегодняшний день?

В целом, о конкретных результатах говорить пока рано, поскольку Парк и мы в качестве его резидента существуем всего лишь полгода. Действующий в рамках ПВТ специальный правовой режим позволил нашей компании высвободить дополнительные денежные средства и направить их на развитие инженерной инфраструктуры, на создание новых рабочих мест. В 2006 г. значительно расширился портфель заказов «EPAM Systems». Мы создали 428 новых рабочих мест, увеличили рентабельность производства до 116%, экспортную выручку - на 180%. Инвестиции компании в основной капитал за счет собственных средств составили 2 млрд. 765 млн. Br. Такой рост по всем направлениям произошел во многом благодаря тому, что мы стали резидентом Парка.

– В какую сумму обходится компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, создание одного рабочего места, и каким образом регистрация в Парке способствовала увеличению портфеля заказов?

Для создания одного рабочего места требуется примерно 5 тыс. USD. Это с учетом необходимой инфраструктуры, аренды помещения, покупки необходимого оборудования, обучения. В 2006 г. мы инвестировали в создание новых рабочих мест более 2 млн. USD. Что касается портфеля заказов, то все наши партнеры знают, что ИП «ЭПАМ Системз» стало резидентом Парка высоких технологий. Многие из них после этого побывали у нас, в администрации Парка, что само по себе способствовало установлению более стабильных контактов. Кроме того, создание Парка демонстрирует поддержку IT-отрасли со стороны государства, это также привлекает заказчиков IT-технологий из многих стран мира.

– В Положении о ПВТ (утверждено Декретом Президента N12) говорится о таком виде господдержки резидентов Парка, как освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ для осуществления определенных видов инновационной деятельности, в том числе анализа, проектирования и программного обеспечения информационных систем. ИП «ЭПАМ Системз» пользуется этой льготой?

Пока нет. Насколько я знаю, для ее обеспечения требуется разработка дополнительного нормативного акта. Освобождение от таможенных пошлин - сложный вопрос, т.к. существует опасность беспошлинного ввоза высокотехнологичного оборудования для дальнейшей продажи, а не осуществления проектов в рамках ПВТ. Когда этот вопрос будет урегулирован, для резидентов Парка и, что особенно важно, для промышленных предприятий Беларуси внедрение информационных комплексов станет более доступным.

– Почему «EPAM Systems» как международная компания, имеющая офисы во многих странах мира, не стала до сих пор резидентом какого-либо зарубежного технопарка?

Мы следим за развитием IT-отрасли и в других странах. Нам уже предлагали стать резидентами нескольких российских технопарков. Но поскольку изначально «EPAM Systems» создавалась в Беларуси и ее основной центр разработки также находится здесь, руководство компании считает, что ее развитие должно происходить именно здесь. К тому же при сравнении законодательства о зарубежных IT-парках и законодательства о белорусском Парке участие в последнем, пусть не диаметрально, но все же оказывается более выгодным. Например, принцип экстерриториальности как критерий выбора резидентов ПВТ позволяет высокотехнологичным предприятиям (или проектам) из любой области Беларуси быть зарегистрированными в ПВТ.

– Проект ПВТ не в последнюю очередь направлен на решение такой общей для всех развивающихся стран проблемы, как миграция высокотехнологичных кадров, главным образом программистов. Как обстоят дела с кадрами у вас?

В настоящее время основная часть белорусских программистов мигрируют в Россию, где IT-технологии также развиваются очень быстрыми темпами. Нередко бывает, что белорусский программист может с понедельника по пятницу работать в Москве, а на выходных он опять в Минске. В нашей компании мы также наблюдаем подобные тенденции. В прошлом году многие уволившиеся из «ЭПАМ Системз» уехали в РФ. Но с учетом вновь принятых на работу кадровый прирост значительно выше и составил в 2006 г. 400 человек.

В целом же проблемы развития IT-отрасли в Беларуси, по моему мнению, на 90% заключаются в дефиците квалифицированных кадров. На сегодня потребности белорусской IT-отрасли в несколько раз превышают текущие возможности вузов по выпуску студентов. Если бы профильные вузы увеличили выпуск студентов в три раза, они все были бы востребованы.

– Каковы планы «ЭПАМ Системз» по увеличению штата сотрудников?

У компании выработана стратегия развития на ближайшие годы. Уже на сегодняшний день у нас работают совместные учебные лаборатории в БГУИР, БГУ, БАТУ, университетах Гомеля, Могилева. Мы рассчитываем не только на сегодняшних студентов и уже готовых профессионалов. Сейчас мы готовим совместный проект с Институтом технологии информатизации и управления БГУ. В рамках этого проекта планируется привлекать специалистов непрофильных отраслей для их переквалификации. Это наш экспериментальный проект, при помощи которого мы хотим узнать, насколько отзывчив этот сегмент рынка трудовых ресурсов. Курс обучения будет весьма небольшим - порядка 4 месяцев на дневной форме обучения и около 6 на вечерней.

– Какой процент продукции вашей компании в настоящее время экспортируется?

Порядка 90%. В настоящее время Беларусь рассматривается международными специалистами как один из наиболее привлекательных регионов для развития экспортно-ориентированного программирования в Восточной Европе, в первую очередь, благодаря признанному во всем мире высокому уровню квалификации программистов.

– В настоящее время ИП «ЭПАМ Системз» экспортирует услуги и решения в области разработки программного обеспечения, разве не выгоднее производить законченный программный продукт?

Естественно, выгоднее. Мы к этому стремимся, но это длительный процесс. Для того чтобы разработать программный продукт, к примеру, стратегического управления предприятием, требуется задействовать сотни специалистов, на одни только исследования потребуются миллионы долларов. Например, индийским компаниям, чтобы перейти на уровень производства законченного программного продукта, потребовалось 30 лет. Здесь же был разработан не один концептуальный документ по развитию IT-индустрии. Сейчас у Беларуси очень хорошие шансы для того, чтобы занять в будущем достойное место на мировом рынке IT-технологий. Главное - не упустить эти шансы.

СПРАВКА «ЭГ»

«EPAM Systems» создана в 1993 г. В штате компании насчитывается 2200 сотрудников, 1500 из которых работают в Беларуси. «EPAM Systems» выполняет проекты более чем в 30 странах мира. Среди клиентов «EPAM Systems» - «Газпромнефть», «Роснефть», БМЗ, Мозырский НПЗ, «Росэнергоатом», Российский фонд федерального имущества, «Силовые машины», “Северсталь”, “Вымпелком» и др.

В 2006 г. «EPAM Systems» в третий раз подряд продемонстрировала улучшение своих показателей в известном отраслевом рейтинге Software-500, поднявшись с 312-го на 272-е место. Список включает в себя ведущих мировых производителей программного обеспечения и поставщиков IT-услуг. При этом «EPAM Systems» - единственная белорусская компания, отмеченная в рейтинге.

Наталья ВЕРБИЦКАЯ

Генеральный директор иностранного предприятия «EPAM Systems» Сергей Дивин рассказал о преимуществах своей компании после регистрации в Парке высоких технологий, а также о перспективах ее развития.

"Действующий в рамках ПВТ специальный правовой режим позволил нашей компании высвободить дополнительные денежные средства и направить их на развитие инженерной инфраструктуры, на создание новых рабочих мест, - рассказал глава "EPAM Systems" в интервью корреспонденту "Экономической газеты" . - В 2006 г. значительно расширился портфель заказов "EPAM Systems". Мы создали 428 новых рабочих мест, увеличили рентабельность производства до 116%, экспортную выручку - на 180%. Инвестиции компании в основной капитал за счет собственных средств составили 2 млрд. 765 млн. Br. Такой рост по всем направлениям произошел во многом благодаря тому, что мы стали резидентом Парка".

Сергей Дивин также отметил, что создание одного рабочего места обходится его компании примерно в 5 тыс. USD с учетом необходимой инфраструктуры, аренды помещения, покупки необходимого оборудования, обучения. Регистрация "EPAM Systems" в ПВТ способствовала установлению более стабильных контактов. Кроме того, создание Парка демонстрирует поддержку IT-отрасли со стороны государства, это также привлекает заказчиков IT-технологий из многих стран мира, заявил глава компании. Он также рассказал, что внедрение информационных комплексов станет более доступным после урегулирования вопроса об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РБ для осуществления определенных видов инновационной деятельности, в том числе анализа, проектирования и программного обеспечения информационных систем.

Отвечая на вопрос о регистрации "EPAM Systems" в качестве резидента какого-либо зарубежного технопарка Сергей Дивин отметил: "Нам уже предлагали стать резидентами нескольких российских технопарков. Но поскольку изначально "EPAM Systems" создавалась в Беларуси и ее основной центр разработки также находится здесь, руководство компании считает, что ее развитие должно происходить именно здесь. К тому же при сравнении законодательства о зарубежных IT-парках и законодательства о белорусском Парке участие в последнем, пусть не диаметрально, но все же оказывается более выгодным. Например, принцип экстерриториальности как критерий выбора резидентов ПВТ позволяет высокотехнологичным предприятиям (или проектам) из любой области Беларуси быть зарегистрированными в ПВТ". По словам главы "EPAM Systems", в целом проблемы развития IT-отрасли в Беларуси на 90% заключаются в дефиците квалифицированных кадров. На сегодня потребности белорусской IT-отрасли в несколько раз превышают текущие возможности вузов по выпуску студентов . Если бы профильные вузы увеличили выпуск студентов в три раза, они все были бы востребованы.

В ближайших планах "EPAM Systems" по увеличению штата сотрудников экспериментальный проект по привлечению специалистов непрофильных отраслей для их переквалификации. "Уже на сегодняшний день у нас работают совместные учебные лаборатории в БГУИР, БГУ, БАТУ, университетах Гомеля, Могилева. Мы рассчитываем не только на сегодняшних студентов и уже готовых профессионалов. Сейчас мы готовим совместный проект с Институтом технологии информатизации и управления БГУ. В рамках этого проекта планируется привлекать специалистов непрофильных отраслей для их переквалификации, - рассказал Сергей Дивин, - Курс обучения будет весьма небольшим - порядка 4 месяцев на дневной форме обучения и около 6 на вечерней".

Глава "EPAM Systems" также отметил, что в настоящее время экспортируется порядка 90% продукции компании. "В настоящее время Беларусь рассматривается международными специалистами как один из наиболее привлекательных регионов для развития экспортно-ориентированного программирования в Восточной Европе, в первую очередь, благодаря признанному во всем мире высокому уровню квалификации программистов... Сейчас у Беларуси очень хорошие шансы для того, чтобы занять в будущем достойное место на мировом рынке IT-технологий. Главное - не упустить эти шансы".

Компания "EPAM Systems" создана в 1993 г. В штате компании насчитывается 2200 сотрудников, 1500 из которых работают в Беларуси. "EPAM Systems" выполняет проекты более чем в 30 странах мира. Среди клиентов "EPAM Systems" - "Газпромнефть", "Роснефть", БМЗ, Мозырский НПЗ, "Росэнергоатом", Российский фонд федерального имущества, "Силовые машины", "Северсталь", "Вымпелком" и др.

В 2006 г. "EPAM Systems" в третий раз подряд продемонстрировала улучшение своих показателей в известном отраслевом рейтинге Software-500, поднявшись с 312-го на 272-е место. Список включает в себя ведущих мировых производителей программного обеспечения и поставщиков IT-услуг. При этом "EPAM Systems" - единственная белорусская компания, отмеченная в рейтинге.

Почти 15 лет Сергей Дивин был генеральным директором компании EPAM в Беларуси. Более года назад он ушел с этого поста и занялся собственными проектами. Сергей - соучредитель Компьютерной академии «ШАГ», принимает участие еще в нескольких стартапах. Сегодня он живет на две страны — Беларусь и Черногорию, занимается академией, развивает новые проекты и ищет свой work-life balance. Своими мыслями о становлении ИТ-сферы, образовании в Беларуси и формуле распределения жизненных ресурсов он поделился с «Про бизнес.»

Как вы, юрист и экономист по образованию, попали в ИТ?

Моя жизнь — череда судьбоносных случайностей. И работа в EPAM — одна из них. В 2000 году, когда я туда пришел, ИТ еще не было такой популярной и востребованной отраслью, штат EPAM по миру составлял около 150 сотрудников. В том момент компании нужен был человек, который бы обеспечивал юридическую поддержку бизнеса. И я пришел на собеседование. Аркадий Добкин был тогда очень убедителен, но при этом не рисовал воздушных замков и перспектив. Пообещал лишь, что работы будет много. Так и случилось. Компания растет 20 лет подряд из года в год, показывая стабильные результаты, и для тех, кто хотел бы себя реализовать в профессиональной сфере, создает огромное количество возможностей.

Практически в первый же год работы мне предложили попробовать себя в роли директора компании. Но в мою ответственность не входили технические вопросы и сами проекты по разработке ПО.

Что вам дал и чему научил EPAM?

Для меня 15 лет в EPAM пронеслись как один день. Каждый приносил новые задачи, вызовы. Работать вместе с такими профессионалами — это, безусловно, подарок судьбы. Эта профессиональная среда во многом сформировала меня как руководителя, научила решать задачи, которые для многих представляются не выполнимыми.

В EPAM существует корпоративная культура, которую редко можно встретить в белорусских компаниях. Культ профессионализма, инициативности на всех уровнях, отсутствие явных вертикальных иерархий в управлении позволяет компании постоянно меняться, чтобы соответствовать запросам клиентов, использованию новых технологий… Я и сейчас часто ловлю себя на мысли, что думаю при принятии решений в Компьютерной академии «ШАГ», других моих образовательных проектах — а как бы мы поступили в EPAM?


Как изменилась за 15 лет ИТ-сфера и люди, работающие в ней?

Я бы выделил несколько этапов становления в Беларуси ИТ-отрасли, создания отраслевого кластера.

Первый этап — это появление таких ИТ-компаний, как IBA, EPAM, SaM Solutions и других в конце 90-х. По сути, именно эти ИТ-компании «разбудили Герцена» — после долгого застоя был вновь создан спрос на ИТ-специалистов, на зарекомендовавшую себя ранее белорусскую инженерную школу. Это, в свою очередь, повлияло на развитие наших технических вузов, ИТ-факультетов. Появились первые совместные лаборатории ИТ-компаний и вузов, компании с бóльшим интересом стали участвовать в образовательных проектах в сфере высшего образования. Те, кто в конце 90-х изучали на тот момент бесперспективные инженерные специальности, вдруг получили возможности для интересной и хорошо оплачиваемой работы. Молодые люди уже более осознанно стали выбирать профессию программиста при поступлении в вузы.

Позже появилась ассоциация «Инфопарк», которая дала возможность компаниям встречаться и обсуждать насущные проблемы отрасли. До этого существовал определенный вакуум в коммуникациях между ИТ-компаниями.

Следующим значимым этапом для развития ИТ-кластера стало создание Парка высоких технологий. Его специальный правовой режим позволил легализовать многие «кухонные» команды в интересные растущие компании. ПВТ и его лидер Валерий Цепкало проделали и делают большую работу по созданию имиджа Беларуси как признанной ИТ-страны за рубежом.

Я не понаслышке знаю, сколько усилий и нервов стоило и стоит администрации ПВТ отстаивание интересов ИТ-отрасли внутри страны во взаимодействии с государственными органами.

Сервисные, аутсорсинговые компании задали высокие стандарты разработки ПО, их ИТ-специалисты участвовали в проектах для ведущих компаний мира, получая неоценимый опыт. Это стало предвестником появления продуктовых ИТ-компаний в стране, которые стали следующей вехой в развитии ИТ-отрасли.

Я помню, как в ПВТ принимали компанию Wargaming. Понадобилось две попытки, чтобы убедить Наблюдательный совет принять ее туда.

На том момент наш военпром играл большую роль в том, кто должен был стать резидентом Парка, и игра в танки с «неправильными» стратегиями участия союзнических и советских войск могла стать препятствием для вступления игровой компании в ПВТ.

Следующим этапом развития ИТ-кластера я выделяю появление такого проекта, как Imaguru. За короткое время им удалось сделать то, что до них не удавалось многим. Они создали площадку для технологических сообществ, на которой экспертные знания от опытных специалистов в разных сферах ИТ, технологий, менеджмента, маркетинга стали распространяться в небывалой до этого прогрессии. Их многочисленные проекты в области развития ИТ-предпринимательства, поддержки стартап-движения не могли не создать мультипликационный эффект. И рождение MSQRD в стенах Imaguru стало совсем не случайным.


В последнее время наметились подвижки с еще одним важным элементом зрелого ИТ-кластера — венчурное или бизнес-ангельское финансирование. Юрий Гурский на своем примере показал, как можно успешно инвестировать в стартапы, вместе с партнерами создал венчурный фонд Haxus.

Чтобы сказать, что у нас сформировался зрелый ИТ-кластер, который сможет вносить значительный вклад в экономику страны, на мой взгляд, нам еще не хватает качественных образовательных проектов для подготовки ИТ-специалистов для различных отраслевых ниш.

Рынок образования в Беларуси по-прежнему выглядит государственно-монопольным, и появление новых проектов, новых университетов, колледжей, школ с новыми программами, преподавателями-практиками, новациями в учебном процессе в рамках действующего правового поля представляется очень нескорым событием.

Когда и почему у вас появилась мысль уйти из найма в предпринимательство?

Желание сделать собственный проект было всегда. У меня большой менеджерский опыт, но хотелось испытать себя в другом качестве, заниматься на другом уровне ответственности маркетингом, финансами, продуктом, кадрами. Но тригером для изменений в жизни, как часто это случается, послужили проблемы со здоровьем, а не осознанный выбор. Последние несколько лет в EPAM мне довелось заниматься строительством здания, и этот проект в силу разных причин оказался довольно стрессовым. И в какой-то момент здоровье дало сбой. Именно в таких ситуациях ты понимаешь, что жизнь скоротечна и времени что-то изменить, сделать значимое все меньше.

Основной ценностью, которая мотивировала меня заняться предпринимательством было время. Время — самый дефицитный и дорогой ресурс, который вы вынуждены тратить в большом объеме, работая по найму.

По молодости кажется, что этот ресурс бесконечен, во второй половине жизни начинаешь его ценить по-другому. Предпринимательство позволяет «купить» больше свободного времени. Многие недооценивают время как ресурс для инвестирования. Каждый час, инвестированный в то или иное занятие, имеет разный мультипликационный эффект для человека.

Будучи экспертом в языке Java, можно инвестировать время в изучение мобильной разработки для iOS или Аndroid — и спустя время вы увеличите свой доход в виде своего месячного вознаграждения в ИТ-компании на какое-то количество процентов. И это тоже хорошее решение. А можно инвестировать свое время в разработку мобильного приложения и в случае успеха — увеличить свой доход на порядок, а освободившееся время от работы инвестировать в отношения с семьей, детьми, спорт, встречи с друзьями. Время же, проведенное с друзьями или посвященное волонтерским проектам или спорту, может дать толчок и энергию для качественно новых проектов и решений в жизни и профессиональной сфере. Мы сами для себя каждый день сегодня решаем, каким наш день будет через несколько лет. Только мы — никто другой.

Мне сложно понять истории многих успешных предпринимателей. За каждым бизнесом стоит человек, который его создал. Живой человек, вокруг которого есть реальная жизнь, включая семью, детей, здоровье, друзей, собственное личностное развитие, путешествия, любовь, наконец. Постоянная погоня только за финансовым результатом вряд ли сделает нашу жизнь качественной. Создание на протяжении всей жизни бизнес-империи требует от человека самопожертвования и полной отдачи и, как правило, приводит к перекосу в жизненном балансе в сторону только работы.

Построить же свою жизнь качественно в разных ее аспектах — задача куда более сложная, чем создать финансово успешную компанию, сделать востребованный продукт или сервис.

Я читаю много таких бизнес-историй — о предпринимателях, которые так или иначе успешны в бизнесе. Но мне было бы интересно знать, как они построили свою жизнь вне бизнеса. Я сторонник жизненно сбалансированного предпринимательства. Хотя понимаю, что у каждого свой путь, своя ситуация и мотивация, которыми они руководствуются при создании бизнеса. Единого подхода здесь нет.

Как изменилась ваша жизнь после того, как ушли в собственный бизнес?

После ухода из EPAM моя жизнь, безусловно, изменилась кардинально. Я запустил с партнерами несколько образовательных центров. Один из них «благополучно» факапнулся, другие вполне успешно развиваются. Неудачный проект, как ни странно, дал мне намного больше опыта и понимания, как развивать бизнес, находить и строить отношения с партнерами, чем успешные проекты.


В проекте Stemlab, который не сложился, я допустил две большие ошибки. Во-первых, выбрал партнера с которым мы оказались «с разных планет» с точки зрения взглядов на бизнес, учебный процесс, образовательный продукт. В результате мы тратили огромное количество времени на обсуждение несложных вопросов, вместо того, чтобы сосредоточиться на запуске проекта и его развитии.

Вторая ошибка заключалась в переоценке уровня потребности в образовательном продукте, который мы изначально запустили как основной. Мы разработали учебные программы для детей, которые совмещали изучение порой скучных физических законов и увлекательную образовательную робототехнику, позволяющую разобраться в этих законах в увлекательной форме. В какой-то момент мы поняли, что нужно изменить и продукт, и целевую аудиторию, но отсутствие на тот момент среди партнеров экспертизы в этом вопросе привело к моему решению не продолжать участие в проекте.

Почему в качестве сферы для своих проектов вы выбрали именно образование в ИТ?

Думаю, тема ИТ-образования стала для меня логичным продолжением работы в EPAM. Там я стоял у истоков создания учебного центра ПВТ, но в силу разных обстоятельств заниматься им не получилось. Потом была попытка с одноклассником сделать детский учебный проект, но в результате нашли партнеров в лице украинской Компьютерной академии «ШАГ», у которой уже был опыт в этой сфере.

Основная идея, которую мы закладываем в концепцию учебных центров — это создание альтернативных образовательных траекторий для молодых людей в области информационных технологий. Многие уже понимают, что традиционный подход «10 лет учились в школе, 5 лет в вузе и вот она, карьера в ИТ» — слишком длинный как по времени, так и по стоимости. И при этом далеко не всегда эти 15 лет гарантируют хорошую работу, поскольку наша система высшего образования не может позволить себе менять учебные программы так же быстро, как меняются технологии. В нашем учебном центре мы делаем учебные программы, которые позволяют в минимальный срок по времени и бюджету выйти на начальный уровень в ИТ-профессии, будь то разработчик ПО, графический дизайнер или бизнес- аналитик.

Если проанализировать специальности в наших вузах с точки зрения приобретаемых навыков и знаний и сопоставить их с объявлениями о вакансиях на сайтах по поиску работы, вы обнаружите, что во многих случаях они находятся в параллельных мирах.

Вот, для примера: какими навыками должен обладать маркетолог по мнению БНТУ, где готовят соответствующих специалистов:

  • Пользоваться законодательными и нормативными актами, положениями, инструктивными материалами
  • Проводить расчет и анализ технико-экономических показателей работы предприятий, фирм, компаний
  • Оценивать деятельность конкурентов, исследовать структуру изделий своего предприятия в сравнении со структурой конкурентов
  • Проводить анализ существующих и новых технологий
  • Анализировать организационную структуру субъектов управления
  • Формировать маркетинговую и информационную систему
  • Выполнять расчет материальных, трудовых и финансовых затрат, определять эффективность работы
  • Проводить финансовый расчет, определять размеры прибыли, налогов и сборов
  • Обладать современной вычислительной техникой по автоматизированной обработке экономической информации
  • Обеспечивать выполнение правил и норм безопасной работы, противопожарной безопасности, охраны окружающей среды

А вот требования из объявления о поиске маркетолога на одном из сайтов о работе:

  • Разработка и интеграция общей стратегии присутствия компании в социальных сетях, ведение и продвижение аккаунтов и сообществ в социальных сетях, создание контента для социальных медиа
  • Понимание принципов ведения групп в социальных сетях и их продвижение, навыки работы с графическими редакторами и навыки копирайтера
  • Работа с аудиторией, общение на внешних тематических площадках (форумы, соцсети, блоги)
  • Создание интересных информационных поводов, генерация контента и грамотная его продажа
  • Ведение спецпроектов онлайн
  • Подбор и обработка видео- и фотоматериалов
  • Составление аналитики и отчетности

Я бы назвал такой дисбаланс катастрофическим. И очевидным он становится именно в последние годы. Абитуриенты и их родители не могут этого не замечать. Это во многом способствует образовательной миграции, когда абитуриенты выбирают для обучения иностранные учебные заведения вместо отечественных.

Мы видим в этом свою миссию — дать возможность обучения востребованным ИТ-профессиям у себя в стране, а не за рубежом.

Больной вопрос для наших технических вузов — это преподаватели. Найти и замотивировать работать в вузе опытного ИТ-специалиста практически невозможно. Конкурировать по зарплате с ИТ-компаниями нереально. Я думаю, именно в этом вопросе нашей ИТ-отрасли и техническим вузам необходимо искать совместные решения, чтобы привлечь в образование опытных практиков.


Мы обратили внимание на тот факт, что средний возраст специалистов в ИТ-компаниях за последние годы вырос, там появилось уже много опытнейших разработчиков, которые готовы делиться своими знаниями с молодым поколением. И мы активно приглашаем таких специалистов в «ШАГ», подстраиваясь под их рабочий график.

При обучении детей в компьютерной академии наша основная задача — ранняя профориентация и возможность показать детям и родителям, что компьютер — это интересный рабочий инструмент, а не только средство развлечения. У нас они создают мобильные приложения, программируют микроконтроллеры, роботов, учатся основам бизнеса. Я верю, что эти навыки помогут ребятам в их профессиональной деятельности.

Вы сейчас живете на две страны… Как получается справляться: вести бизнес, решать срочные вопросы?

Жизнь на две страны — это проект из области lifestyle, который я вполне осознанно стараюсь встроить в свою жизнь. В управлении и анализе данных компаний используется такой инструмент, как система сбалансированных показателей. Если перенести эту аналогию на человеческую жизнь, то для качественной жизни можно выделить, например, такие элементы (показатели), как семья, работа, здоровье, друзья, образование, хобби, отдых.

Я решил, что хорошо бы распределить эти компоненты между двумя странами — родной Беларусью и климатически более солнечной страной.

Минск — хороший город, чтобы работать здесь, но за год здесь полноценных солнечных дней не больше 25-30, остальные — с переменной облачностью или вовсе пасмурные. А количество солнечных дней влияет на наше здоровье и уровень счастья, даже является некоторым эквивалентом счастья.

Известно, что люди, живущие в солнечном климате, более общительные и оптимистично настроенные, чем их более северные соседи.

Мой выбор пал на Черногорию. По сути, чтобы добраться до Нарочи на автомобиле и до Черногории на самолете — времени уходит одинаково, примерно те же 2 часа. Аренда жилья в Черногории сравнима по стоимости с арендой в Минске. Но чашка кофе на берегу моря среди гор и чашка кофе в мегаполисе — разные по качеству эмоций вещи. В Черногории я черпаю энергию для работы, время от времени ухожу в себя. Смена обстановки благотворно сказывается и на бизнесе — мне проще даются сложные решения, которые в обычной ситуации «рвут мозг» и иногда затягиваются на месяцы. Сегодня я вижу это так:

При этом на старте бизнеса нахождение рядом с проектом очень важно, по крайней мере, первые год-два необходимо очень плотно им заниматься — до тех пор, пока не придет уверенность, что он «стал на ноги» и ты находишься на одной странице с менеджментом компании и партнерами по поводу сервиса, его постоянного совершенствования, настройки обратной связи от клиентов, важности маркетинга и контроля финансов.

Поэтому в некоторых своих проектах я уже многое делегирую и «бью себя по рукам», если появляется желание порулить вместо соответствующего менеджера. В тех, которые только стартовали, контролирую и вмешиваюсь в решение задач довольно часто.

Какие планы на будущее?

Вместе с компанией «Софтклуб» мы стартовали создание детской футбольной академии «Столица-Юни ». «Софтклуб» на протяжении уже многих лет уделяет большое внимание футболу. Они создали успешную взрослую команду по мини-футболу, начали работать с детьми. Поскольку футбол — моя страсть родом из детства, я предложил компании мой опыт и знания, чтобы вместе построить профессиональную частную академию для детей. Мы сейчас в начале большего пути, сделали первый набор, подобрали тренерский состав, начали отработку методики тренировочного процесса. Я очень надеюсь, что через несколько лет эта академия станет для детей как мостиком в большой футбол, так и местом, где можно просто поиграть в любимую игру.

Также в стадии проектирования у меня еще пару образовательных проектов, которые, надеюсь, создадут новые возможности для детей в нашей стране.

"Наступает эра автоматизации, скоро все будет роботизировано. А у нас до сих пор на уроках труда в школах дети выпиливают лобзиком", - говорит гендиректор белорусского подразделения EPAM Systems Сергей Дивин. Вместе с единомышленниками руководитель главного резидента Парка высоких технологий пытается внедрить у нас в стране популярное сегодня на Западе образование с привлечением новых технологий. TUT.BY побывал на необычном совмещенном уроке физики, инженерного дела и робототехники в одной из гимназий Минска.



Сергей Дивин уверен, что очень скоро количество рабочих мест для низкоквалифицированных кадров будет резко уменьшаться. "У нас об этом не говорят, а в Америке не боятся заявлять открыто" . В эру, когда роботы полностью вытеснят ручной труд человека, будут востребованы только специалисты высокой квалификации. Лишь у них останутся шансы получить работу, считает он.


"Происходит ужасное, - Сергей Дивин серьезен, - несмотря на то, что в стране есть Парк высоких технологий и создается Китайско-белорусский индустриальный парк, школьники на уроках труда выпиливают лобзиком, школьницы – шьют платочки. Я не слышал, чтобы в индустриальном парке или в Парке высоких технологий регистрировались компании по выпиливанию лобзиком".

Уже сейчас наши заводы еле дышат, промышленности очень тяжело, говорит генеральный директор EPAM Systems. "Мы, конечно, можем закрыть все границы, придумать меры тарифного регулирования, чтобы импортный телевизор у нас стоил на 30% больше, чем белорусский. Но никакие меры не спасут, когда массово телевизоры начнут собирать роботы".

Дивин уверен: стране необходимо готовить инженерные кадры.


Начинать нужно со школы. Во-первых, в университетах сегодня ведется хоть какая-то работа. Во-вторых, профориентирование начинается в школе. "Сейчас Беларуси требуются STEM-школы и STEM-учителя, а не военруки или специалисты по лобзикам" .

Что такое STEM-образование?

STEM-образование (science, technology, engineering, mathematics) – это направление в образовании, при котором в учебных программах усиливается естественнонаучный компонент, плюс – в образовательный процесс внедряются инновационные технологии. Технологии используют даже в изучении творческих, художественных дисциплин.

Например, за рубежом музыкантов обучают не только музицировать, но и использовать компьютерные программы для создания музыкальных произведений. Без инженерных навыков сейчас не обойтись нигде, уверяет Дивин.


STEM-образованиe на Западе пользуется просто немыслимой государственной поддержкой, рассказывает Сергей Дивин. Одноклассник, единомышленник и коллега Дивина по новому проекту Андрей Чупиков совсем недавно три недели путешествовал по Соединенным Штатам Америки. Побывал при поддержке посольства США в Беларуси во всех ведущих американских STEM-центрах. "Оказывается, в Штатах на STEM-образование выделяют огромное финансирование. В школы за государственные деньги закупают оборудование для STEM-уроков".


Первые STEM-уроки в Беларуси на базе гимназии № 2 Минска – только эксперимент. Учебную программу для занятий разработали учитель физики и учитель математики Александр Францкевич . Уроки не являются частью школьной учебной программы. Скорее, это платный кружок. За четыре занятия в месяц родители отдают примерно 600 тысяч белорусских рублей.

Уроки во второй столичной гимназии – лишь начало. К октябрю команда инициаторов планирует открыть в Минске межшкольный STEMLAB-центр.


STEM-урок начинается

Общее ощущение, что мы пришли на урок физики с применением новых технологий.

Но разработчики учебной программы называют свои занятия объединенным уроком физики, математики, инженерного дела, программирования и робототехники. "Ведь ребята обычно комплектуют и программируют оборудование, на котором проводят опыты" , – рассказывает преподаватель и один из создателей образовательного центра STEMLAB, в прошлом учитель физики с 14-летним опытом работы .



Тема занятия – сила трения.

На урок пришли ребята из разных классов: с пятого по седьмой. В группах занимаются одновременно 10-12 человек.


Еще перед началом урока ребята собрали роботизированную установку для измерения силы трения из конструктора "Лего" (специальный образовательный набор). Обычно на настольных компьютерах дети сами пишут программу для робота, а вернее, составляют ее из готовых блоков. Но программа, которой будут пользоваться сегодня, уже написана. Ее закачивают в микрокомпьютер конструктора. Теперь роботизированная установка способна выполнять определенные задачи.


Учитель рассказывает, в чем измеряется сила трения, диктует формулу. Дети вместе с педагогом ищут ответ на вопросы: зачем на колесах машины есть протекторы, почему рыба выскальзывает из рук и другие.


И когда ребята понимают суть, им диктуют научную формулировку: "Сила трения – это сила, которая противодействует движению одного тела по поверхности другого".

На горизонтальную плоскость установки кладут игрушечное колесо, запускают программу – и плоскость начинает подниматься с одной стороны. "Когда колесо станет соскальзывать, сила трения уже не держит его" , – говорит учитель. Как раз в момент начала движения колеса по поверхности ребята должны выключить робота и посмотреть на экране оборудования значения, необходимые для расчета силы трения. Силу трения между колесом и плоскостью высчитывают.


Потом ее же определяет компьютер.

"Дети, вы высчитывали значение силы трения, а потом ее определял компьютер. Значения сошлись. Какой вывод можно сделать? – спрашивает Игорь Шевченко. – Правильно, расчет силы трения может выполнять и компьютер. Но программа, которая сегодня использовалась для установки, написана не вами. Человек должен проверить то, что сделал компьютер".


И еще пару заданий, чтобы закрепить материал.

"Машина едет по дороге. Силу трения между колесами и дорогой нужно увеличить или уменьшить? А силу трения между движущимися деталями автомобиля?"

"Загорелся красный свет светофора. Чтобы остановить машину, нужно увеличивать силу трения между деталями автомобиля или уменьшать?"


Для чего все это детям?

Пятиклассники хором говорят, что больше всего на STEM-занятиях им нравится складывать роботов из конструктора "Лего".

"Они еще не понимают, насколько такие уроки их дисциплинируют" , – говорит Марина Сухарева . Она преподает математику у этих пятиклассников и физику – у шестиклассников.

"У нас в гимназии все дети сильные, ведь все прошли испытания в пятый класс. Но мальчишки, которые стали с нового года посещать занятия с применением роботов, уже выделяются в классе. Если большинство детей этого возраста отвечают на уроке сумбурно, эти ребята логически выстраивают свои ответы. Они привыкают раскладывать информацию по полочкам, выстраивать алгоритм".

Польза для детей очевидна, считает учитель.


"Мы надеемся повысить интерес школьников к естественным наукам , – говорит Игорь Шевченко. – Хотим сделать так, чтобы больше ребят поступали сначала в классы с математическим уклоном, а потом и на инженерные специальности в вузы".

Организаторы ставят перед собой задачу вырастить особых специалистов. "Сегодня, чтобы решить определенную проблему, должны встретиться четыре профессионала: физик, математик, инженер и программист. Но рынок труда диктует новые запросы. И наша задача сделать так, чтобы один и тот же человек был специалистом во всех этих направлениях". Тогда решение на стыке дисциплин он будет находить самостоятельно.


© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник