Внешняя логистика. Служба логистики и ее функции. Методы оптимизации логистики на предприятии

Главная / Бизнес

Большинство предприятий различных форм ведения бизнеса нуждается в организации логистики, поскольку это позволяет грамотно сделать доставку различной продукции и товаров конечному потребителю. Не все знают, что правильно налаженная работа отдела логистики позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции, избежать простоев производства, а также минимизировать издержки, что в конечном итоге влияет на увеличение чистой прибыли.

Что такое логистика простыми словами?

Логистика – это наука, изучающая рациональную транспортировку различных ресурсов от производителя до конечного потребителя с наименьшими затратами. Она является неотъемлемым инструментом для ведения прибыльного бизнеса каждой компании. На сегодняшний день без логистики невозможно представить стабильную работу большинства торговых и производственных предприятий.

Логистика (как практическая деятельность) представляет собой систему спланированного управления информационными, материальными и денежными потоками любой компании. Разберем детально определение каждого из них.

Под материальными потоками принято понимать сырьевую базу, комплектующие и всевозможные материалы, которые используются в производстве. Для его бесперебойной работы отдел закупок и снабжения обязан заблаговременно приобретать все необходимое, к тому же важно, чтобы доставка сырья осуществлялась строго в определенный срок. Сюда же следует отнести внутрипроизводственную транспортировку и перемещение материалов и оборудования.

Распределение денег и поступление их на счета компании представляют собой финансовые потоки. Контроль над производственными затратами, перемещением денежных средств, оплатой счетов и прибылью осуществляет финансовый отдел любой компании.

Что касается информационных потоков, простыми словами это можно объяснить так: логистика обеспечивает систему распределения необходимой информации таким образом, чтобы наладить взаимосвязь между подразделениями компании и с конечным потребителем.

В итоге логистика определяет способ транспортировки (доставки) необходимой продукции в назначенное время в нужное место, обеспечив при этом оптимальную стоимость услуг и надлежащие условия их оказания. На предприятии логистический отдел выполняет ряд важнейших функций, к которым следует отнести:

  • выбор транспортных предприятий и поставщиков, заключение с ними договоров о сотрудничестве;
  • заключение контрактов с компаниями-поставщиками на определенных условиях;
  • анализ потребительского сегмента;
  • организацию работы с государственными службами и контролирующими органами (таможня, ГИБДД, прочее);
  • заключение контрактов на сотрудничество с покупателями;
  • организацию транспортировки продукции и сырья на предприятие;
  • доставку товара покупателю.

Деятельность логистического подразделения направлена на улучшение работы предприятия и повышение прибыли. Важно понимать, что большая часть компаний вкладывает прибыль в эффективную работу логистики, и эти затраты являются самой значительной частью статьи расходов, что подчеркивает исключительную важность работы в данном направлении.

Кто такие логисты?

Логистами называют специалистов, которые занимаются организацией доставки продукции от производителя до конечного потребителя, обеспечивая при этом минимальные растраты временных и финансовых ресурсов.

В обязательном порядке логист учитывает интересы производителя, потребителя и перевозчиков, ведь от этого в конечном итоге зависит качество предоставляемых услуг и прибыль компании. Такой специалист также занимается:

  • управлением материальной базой и техническими средствами предприятия;
  • оформлением сопроводительной и таможенной документации;
  • осуществлением контроля и организацией работы складской деятельности;
  • организацией доставки и экспедирования перевозимых грузов;
  • поиском оптимальных решений для сбыта готовой продукции.

Помимо этого, логист управляет комплексом информационных и сервисных услуг, связанными с его деятельностью. Одним из важнейших навыков, которыми обязан владеть логист, является умение предусмотреть возможные риски. К примеру, при сотрудничестве с поставщиком, который расположен на значительном расстоянии от предприятия, повышается вероятность сбоя доставки сырья. Это означает, что на пути следования возможны дорожно-транспортные происшествия и поломки грузовых автомобилей. Поэтому для максимально быстрого завоза необходимого компании сырья логист выберет ближайшего к ней поставщика, чтобы исключить риск простоя производства.

Важно : специфика ведения бизнеса, особенности производства и место его расположения, погодные условия, удаленность поставщиков от компании и множество других факторов напрямую влияют на развитие работы отдела логистики. По этой причине не существует стандартных схем распределения средств, организации доставки, оптимизации маршрутов следования и других важных функций, которые выполняют логисты. Это ведет к тому, что специалисты с учетом специфики работы предприятия разрабатывают оптимальные логистические модели работы, направленные в первую очередь на минимизацию издержек и получение прибыли.

Задачи и цели логистики

Говоря простыми словами о целях и задачах логистики, необходимо понимать, что они направлены на оптимизацию движения продукции от производителя к покупателю. Для этого специалисты логистического отдела комплексно подходят к решению всевозможных вопросов еще на этапе производства товаров, их хранения, доставки и сбыта.

Логистика производства призвана обеспечить планирование изготовления различной продукции в соответствии с потребительским спросом. Данные об этом и подробный анализ рынка представляют специалисты отделов продаж и маркетинга.

Сюда же следует отнести решение задач, направленных на обеспечение необходимых условий для бесперебойной работы предприятия и выпуска необходимого количества товара. Это обязывает логистов обеспечить закупку оборудования и сырья в нужном объеме, необходимом на всех этапах производства.

К основным задачам отдела логистики следует отнести также оптимизацию работы складского хозяйства и доставку продукции на склады конечного потребителя. Специалисты в обязательном порядке планируют объемы складских запасов и отслеживают сроки хранения товара.

Логисты планируют маршруты следования грузовых автомобилей, воздушных и морских судов, что необходимо для минимизации затрат на перевозку грузов. Также они оформляют необходимую для транспортировки документацию, включая путевые листы и таможенные декларации.

Виды логистических услуг

Рассмотрим подробнее разновидности логистических услуг.

Производственные

Рассматривая виды логистических услуг, необходимо начать именно с логистики производства, поскольку она призвана управлять потоками денежных средств, сырья и готовой продукции непосредственно внутри компании. К тому же данный вид деятельности оказывает влияние на развитие технологического процесса.

Логистика производства преследует важнейшую цель, направленную на оптимизацию затрат деятельности предприятия. Специалисты в данной отрасли выполняют:

  • анализ потребительского спроса;
  • планирование объемов производства;
  • оптимизацию работы и планов всех производственных подразделений;
  • отслеживание взаимодействия отделов производства с подразделениями снабжения и сбыта готовой продукции.

Логисты осуществляют контроль над процессом производства продукции на предприятии. При необходимости ими могут вноситься коррективы, направленные на оптимизацию работы и повышения доходности.

Информационные

Данный вид деятельности логистики направлен на грамотное управление информационными потоками, которые параллельно сопровождают материальные. Это связано с тем, что правильная работа с информацией (своевременное оповещение сотрудников о различных проблемах доставки, изменении в производственной деятельности, обеспечение взаимодействия между подразделениями, прочее) так же важна, как и грамотное распоряжение финансовыми средствами.

Специалисты данного направления занимаются оптимизацией внутренних и внешних информационных потоков, каналов их поступления и передачи, а также разработкой внутренней нормативной документации.

Транспортные

Эти услуги направлены на оптимизацию и разработку маршрутов следования, используемых для доставки готовой продукции, сырья и оборудования для производственного предприятия. Логистика автотранспорта является наиболее актуальной, поскольку большая часть перевозок осуществляется грузовыми машинами. Одной из важнейших целей данного направления является авизация, которая заключается в доставке продукции конечному потребителю строго в оговоренную дату и время.

Таможенные

Что касается таможенных услуг в логистике, стоит отметить, что данная отрасль является одной из самых важных в компаниях, осуществляющих международные перевозки различных грузов. Специалисты несут огромную ответственность за свою деятельность, поскольку от качества их работы зависит своевременность доставки груза.

Логисты отвечают за сопровождение продукции до места доставки, а также наличие всей необходимой документации. К тому же специалисты подкованы во многих юридических вопросах, что позволяет им грамотно оформить таможенные декларации и сопроводительные листы. Это дает возможность избежать задержки груза, простоя производства на предприятии, а также потери продукции.

Закупочные

Логистические услуги в сфере закупок представляет собой, по сути, работу отдела снабжения, поскольку данная отрасль занимается управлением материальных потоков. Сюда следует отнести покупку и распределение комплектующих материалов, оборудования, сырьевой базы и прочих компонентов, которые необходимы для бесперебойно работающего производства. Специалисты этого направления также выполняют следующие функции:

  • организовывают доставку сырья для производства;
  • занимаются поиском поставщиков;
  • заключают договоры о сотрудничестве;
  • обеспечивают надлежащее хранение сырья до его непосредственного применения в производственных подразделениях.

В обязанности логистов также входит оптимизация закупок сырья и вспомогательных материалов таким образом, чтобы их хватало на все производственные циклы (включая непрерывные) и не происходил простой. Специалисты данной отрасли исполняют важную роль в развитии компании, поскольку от качества их работы зависит в конечном итоге сумма расходов и себестоимость производимых товаров.

Складские

Данная отрасль необходима для управления складскими процессами. К ним следует отнести прием, выдачу со склада оборудования материалов и сырья, их хранение, а также отгрузку готовой продукции. Специалисты складской логистики принимают непосредственное участие в выборе для организации и постройки складских помещений, подборе специального оборудования.

Также в обязанности отдела логистики этого направления входит организация работы производственных складов, ведение учетной деятельности и контроль процессов приема и отгрузки продукции.

Логистика запасов

Эффективная работа производства на предприятии напрямую зависит от организации процессов управления запасами готовой продукции, сырья и необходимых материалов. Этим занимается логистика запасов. Специалисты отдела рассчитывают необходимый объем запасов сырья и готового товара (продукции) на производстве в целом и формируют их. Основной задачей данной отрасли является обеспечение непрерывной работы производственных процессов на предприятии.

Проблемы логистики в России

Как показывает практика, система логистики в Российской Федерации на порядок сложнее и требует значительных затрат в сравнении с другими странами. Это связано с определенными причинами и спецификой государства.

Прежде всего следует отметить, что территория страны обширна, поэтому предприятиям, которые занимаются перевозкой грузов, приходится сталкиваться с проблемой преодоления значительных расстояний. Это приводит к существенным затратам на приобретение топливных и смазочных материалов, запчастей, выполнение ремонтных работ. Несложно догадаться, что даже те логистические компании, которые осуществляют грузоперевозки в пределах своего региона, несут весомые затраты из-за необходимости больших расстояний.

Следующей важнейшей проблемой всех логистический предприятий является низкое качество дорожного покрытия на территории России. Выполнение ремонтных и сервисных работ не может не отразиться на итоговой стоимости транспортировки продукции.

Не радуют логистов и суровые климатические условия, ведь зимнее время в большинстве регионов достаточно продолжительное, что ведет к существенному расходу топлива и удорожанию услуг по хранению продукции в складских помещениях. Это связано с тем, что стоимость отопления больших площадей существенна, а без обеспечения необходимых температурных условий хранение большинства товаров попросту не представляется возможным.

К проблемам логистики также следует отнести недоработки в законодательной базе РФ. К примеру, компании нередко сталкиваются с невозможностью получения денежных компенсаций (естественно, по решению судебных органов) от поставщиков или транспортных организаций, виновных в срыве поставки продукции либо сырья, а также в простое производства.

Важно : в связи с некоторыми пробелами в законодательстве юротдел предприятия обязан предусмотреть возможные форс-мажорные обстоятельства и прописать в договоре о сотрудничестве с поставщиками пункт о штрафных санкциях.

Как правильно выбрать логистическую компанию?

Чтобы правильно выбрать компанию, которая сможет грамотно организовать все логистические процессы, руководству предприятий необходимо учесть несколько важных факторов. К ним следует отнести:

  • репутацию транспортно-логистической компании;
  • возможность оказания профессиональной помощи в общих вопросах логистики;
  • стоимость предоставляемых услуг;
  • сроки доставки товара;
  • состояние парка автомобилей претендента;
  • профессионализм водителей и экспедиторов;
  • гарантии на предоставляемые услуги.

Выбирая логистическую компанию, необходимо узнать отзывы о ее работе и качестве услуг. Для этого можно поинтересоваться у коллег либо найти мнения пользователей в Интернете.

Важным фактором, который необходимо учитывать, являются сроки и дальность доставки продукции. Некоторые компании осуществляют ее только в черте города, другие, наоборот, специализируются на региональных и международных грузоперевозках. Очень важно на начальных этапах сотрудничества обсудить сроки доставки и нюансы по предстоящей работе.

Для каждого предприятия важно получить квалифицированную помощь в решении различных ситуаций. По этой причине необходимо поинтересоваться у претендента на сотрудничество, имеются ли в штате специалисты, способные оперативно решать логистические задачи любой сложности и оказывать содействие при возникновении любых вопросов.

При поиске транспортно-логистической компании следует обратить внимание на стоимость представляемых услуг. Это важный фактор, поскольку он напрямую влияет на статью расходов предприятия. Возможно, имеет смысл обратить свое внимание на организации, представляющие услуги по железнодорожным перевозкам грузов. Как показывает практика, такая транспортировка является экономически выгодной, особенно если это касается доставки продукции или сырья на большие расстояния.

Обратите внимание на состояние автопарка претендента. Большое количество грузового автотранспорта и спецтехники, находящейся в надлежащем техническом состоянии, говорит о серьезности ведения бизнеса логистической компании.

Также необходимо поинтересоваться классностью водителей и опытом экспедиторов, которые будут сопровождать грузы во время перевозки. Если требуются постоянная транспортировка негабаритов, нелишним будет узнать о мастерстве и опыте работы водителей.

Каждый бизнесмен, заинтересованный в сотрудничестве с транспортной компанией, желает получить гарантии на представляемые услуги. Они заключаются в том, что перевозчик обязуется доставлять груз, сохраняя его целостность. Сюда же следует отнести точное время выполнения заказа. Не рекомендуется сотрудничать с логистическими компаниями, которые не могут гарантировать безопасную перевозку.

Сохраните статью в 2 клика:

Как видно, логистика на предприятии является важнейшим подразделением, сфера которой многогранна. От ее работы зависит не только бесперебойная работа производства, своевременная доставка продукции конечному потребителю, но и объем прибыли.

Вконтакте

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Видео — логист что это за профессия:

Основные вопросы, которыми занимается логистика на предприятии, это управление материальными ресурсами и распределение их. Ресурсами могут считаться материалы основные и вспомогательные, комплектующие и полуфабрикаты, запчасти и упаковка, а также готовая конечная продукция.

Логистику на предприятии чаще всего можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя логистика занимается задачами по продвижению на рынок готовых товаров, то есть углубленно подходит к вопросам, относящимся к понятию сбыта продукции, к которым можно отнести:

  • доставку потребителям конечного или промежуточного продукта;
  • управление запасами продукта на собственных складах, на промежуточных площадках и у потребителей;
  • комплектование заказов по ассортименту выпускаемой продукции, их хранение, упаковка и отправка;
  • отслеживание спроса на выпускаемые товары, при необходимости выдача рекомендаций по корректировке производства.

К чему могут привести ошибки во внешней логистике

Современное производство постоянно растет и развивается, ставя дополнительно к существующим проблемам логистики все новые и новые задачи. Упущения во внешней логистике, недостаточное внимание к ее развитию могут привести к большим убыткам. Без грамотного решения логистических задач может, например, последовать перегрузка складских помещений, что приведет к неоправданному расширению складских запасов готовой продукции, потере ресурсов и непосредственному росту расходов.

Ошибки в логистике могут привести к неверной оценке потребностей в автоперевозках, вследствие чего будет расширен автопарк со всеми дополнительными издержками на его содержание или встанет вопрос привлечения сторонник грузоперевозчиков, что повысит расходы и создаст дополнительные проблемы.

Если своевременная доставка заказчикам готовой продукции будет выполняться со сбоями, это отрицательно скажется на имидже предприятия, а как следствие – на количестве покупателей.

Таким образом, занятие внешней логистикой предприятия требует пристального внимания, хорошей теоретической и практической подготовленности сотрудников и постоянного совершенствования.

Проблемы внешней логистики

Нормальный процесс внешней логистики могут осложнять самые разные проблемы. Так, все острее встает проблема перегруженности транспортных артерий больших городов, что увеличивает время доставки заказа. Дорожные неувязки срывают все планы и не дают точно планировать временные рамки. Если предприятие расположено на нескольких территориях, логистика усложняется появлением нескольких точек отгрузки готовых изделий. Перемещение материалов в пределах одного предприятия таким образом сталкивается с проблемами, свойственными внешней логистике.

Логистический аутсорсинг

Один из простейших выходов из положения для большинства предприятий – это передача задач внешней логистики стороннему логистическому предприятию, готовому предоставлять такие услуги – такая передача называется аутсорсингом. В этом особенно заинтересованы растущие и развивающиеся предприятия, которые готовятся к переходу на новый для себя уровень сбыта продукции: от местного к региональному, от регионального к федеральному и далее к международному.

Подобный переход обычно сопряжен с рядом затрат: создание новых логистических отделов, приобретение нового транспорта, увеличение штата сотрудников. В увеличившейся фирме нарастают бюрократические тенденции, она становится неповоротливой, медлительной и неуправляемой.

Собственная логистика достаточно дорого обходится предприятию: и специалистов приходится содержать, и автопарк постоянно наращивать, и склады готовой продукции иметь. На себестоимость эти расходы ложатся дополнительным тяжелым грузом, тем более, что логисты часто завышают внутреннюю стоимость своих услуг.

Использование внешнего логистического оператора особенно удобно тем производителям, которые выходят на экспорт своей продукции. Таможенное оформление, специально подготовленный транспорт, склады – все это гораздо проще и дешевле оплатить, чем развивать у себя.

Включают в себя последовательное поступление материалов (внутренняя логистика), превращение материалов в конечный продукт (рабочие операции), перевозку конечной продукции (внешняя логистика), проведение маркетинга (маркетинг и продажи) и послепродажное обслуживание (сервис). К вспомогательной деятельности относятся закупки сырья и материалов, развитие технологии, управление человеческими  

Как определенная система взглядов распределительная логистика сложилась еще в 1960-е годы и в какой-то мере явилась продуктом совершенствования транспортно-экспедиционной системы, сферой действия которой ее применение практически и ограничивалось на протяжении 1960-70-х годов. Однако по мере развития и совершенствования этой стороны распределительной логистики на рубеже 1970-80-х годов все явственнее стала ощущаться ограниченность ее возможностей. По мере расширения общественного производства, усложнения внутренних и внешних экономических связей стали просматриваться пределы совершенствования этой системы в избранном направлении она уже не была в состоянии существенно влиять на повышение эффективности всей производственной цепи (поставщик-производитель-потребитель). Хорошо отлаженная, имеющая высококвалифицированных специалистов распределительная логистика в том виде, в каком она существовала в 1970-е годы, уже не могла решать задачи, стоящие перед эконе-микой 1980-90-х годов.  

материального потока , в рамках которого эти запасы создаются. В предыдущем разделе было показано, как материальные потоки в логистической системе экономики (см. рис. 7.3) связаны с материальными потоками составляющих эту систему организаций (см. рис. 7.4) и каким образом материальные потоки движутся внутри организации (см. рис. 7.5). Независимо от того, являются ли материальные потоки внешними по отношению к организации или внутренними, при фиксации места их нахождения мы сталкиваемся с понятием запасов. Рисунок 7.5 иллюстрирует это положение. Можно сказать, что запас - это форма существования материального потока.  

Применение этого механизма требует радикальной модернизации структуры традиционных инвестиции образующих отраслей ПК. Как показывает опыт азиатских стран, подобный механизм мобилизации (логистика) промышленных ресурсов дает мощный толчок технологической перестройке многих базовых отраслей ПК. Благодаря этому использование дорогого сырья и энергии в ряде отраслей резко ограничивается. За счет новых технологий , оснащения и применения современной теории организации и менеджмента активизируется воспроизводство инвестиций. При этом важную роль играет структурная модернизация на микроуровне. К основным факторам этого процесса относятся обновление производственного аппарата с учетом изменения форм собственности интеграция и рациональная концентрация производства с учетом внутренней и внешней хозяйственной конъюнктуры повышение конкурентоспособности производства и продукции за счет освоения наукоемких технологий проведение внутренней организационной перестройки и переподготовки кадров с ориентацией на групповой энтузиазм. В последующем, как показывает опыт, в ходе структурной модернизации будет происходить процесс слияния и поглощения убыточных предприятий более состоятельными объединениями и отраслями.  

Для более детального учета факторов, оказывающих влияние на формирование логистических затрат , следует их рассматривать в рамках функциональных областей логистики. Это позволит охватить и внешние, и внутренние воздействия на обслуживание заказов потребителей.  

Администрирование и координация взаимосвязанных функций. В организационной структуре фирмы почти все управленческие функции взаимосвязаны с логистической системой . Поэтому отдел или группа логистики должна тесно взаимодействовать с различными органами фирмы в области транспорта (внешнего и внутреннего), контроля над запасами,  

Вполне понятно, почему такая концепция впервые возникла именно в армейской среде. Армия представляет собой строго и четко организованную структуру, в которой отдельные индивидуальные и групповые интересы подчиняются интересам всей системы. Это условие является определяющим для реализации концепции логистики . В период военных действий требуются синхронность и правильная последовательность операций при доставке людей, техники и боеприпасов к месту выполнения боевых задач. Доставка должна быть своевременной не раньше и не позже обусловленного момента, с заранее заданной периодичностью - при динамичности внешних и внутренних условий. Иными словами, при любых обстоятельствах выполнение программы должно характеризоваться формулой - точно в срок.  

Первая стадия характеризуется нерегулярной организацией и суточным планированием логистики . Хозяйственные организации осуществляют централизацию транспортировки материальных ресурсов и готовой продукции как по внутренним, так и по межфирменным пере возкам. На этом уровне находилось 57% из числа обследованных фирм.  

Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности , связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.  

Он позволяет рассматривать любой объект исследований в логистике как интегрированную логистическую систему даже тогда, когда она состоит из отдельных, относительно разобщенных подсистем. В связи с тем что основной характерной чертой логистических систем является тесная взаимосвязь всех ее элементов и частей, то системный подход при анализе процессов производства и обращения, выработке соответствующих решений и их реализации означает учет этих взаимосвязей. Изучение отдельных хозяйственных объектов или явлений исходит из того, что они представляют собой составную часть более сложных структур или процессов. Установление роли каждой из этих частей в эффективном функционировании целого определяет соответствующий комплекс мероприятий по ее закреплению. Системный подход помогает рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью , раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Математический анализ экономических процессов подтверждает возможности и условия совокупной оптимизации как структурных частей системы , так и логистической системы в целом. Важнейшим прагматическим приложением системного подхода в области управления является разработка и реализация комплексных логистических программ.  

Природа логистики допускает существование типовых логистических моделей, соответствующих общим характерным признакам какой-либо группы предприятий. Однако разработать универсальную в применении типовую логистическую концепцию микроэкономического характера по всем параметрам практически невозможно. В каждом конкретном случае она должна отражать все мельчайшие особенности отдельных хозяйственных структур. Только тогда может быть получен максимальный эффект и достигнута высшая степень сопряженности внешних и внутренних факторов , влияющих на адаптацию предприятия к рыночным изменениям.  

В логистике анализ реакции на какое-либо воздействие внутреннего или внешнего порядка не только контролирует возникновение по-  

Решение о внедрении в деловую практику бизнес -планирования носит концептуальный характер. Применение методов бизнес-планирования , охватывающее весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг и бизнес-планирование , структуры, организация и логистика, экономика, учет, финансы, персонал), упорядочивает и систематизирует весь бизнес, регулирует содержание и прогнозирует результаты бизнеса в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды фирмы.  

Мотивация тех, кто наделен высокой потребностью в структурировании работы и высокой же потребностью во власти и влиянии, требует особого внимания. Следует точно выяснить, на каком поприще они желают проявлять власть. Если их внутренний импульс направлен на установление порядка и процедур применительно к тем людям, которые сами стремятся к порядку и соблюдению правил , тогда эти люди будут успешны и признаны. Их можно мотивировать, обратившись к ним с призывом навести порядок там, где требуется четкость структуры и процедуры. Проблемы могут возникнуть, если они попытаются распространять свои требования на других, вне пределов их области деятельности в компании, на тех, кто может не иметь повышенной потребности в соблюдении правил , или на тех, кто полагает, что выдвинутым требованиям слишком неудобно соответствовать. Например, отдел логистики и снабжения может иметь  

Составляется программа движения продукции по сети поставок от производственных предприятий до предприятий розничной торговли и конечных потребителей продукции. На этой стадии планируются потребности в складских помещениях и транспортных средствах , учитывается объем ресурсов с точки зрения внешних и внутренних возможностей обслуживания потребителей в данном плановом периоде. При возникновении дефицита транспортных средств и складских помещений разработчики плана продаж пересматривают уже разработанные программы логистики. При этом корректируется ранее составленный план производства и продаж продукции.  

Внутренняя логистика Хранение поступающих  

Со временем операционные процессы сами начинают влиять на совокупность отдельных активов. Так, процесс разработки новой продукции, как правило, приводит к получению новых знаний о потребительских запросах, изменениях рынка и технологических разработках . Можно привести еще один пример этого рода, процесс управления цепью поставок может привести к созданию более разнообразных отношений с поставщиками и продавцами, увеличению объемов готовой продукции , созданию новых производственных структур и технологий, новым знаниям о внутренней логистике и каналах распределения. Организационная работа, связанная с операционными процессами, постоянно приводит к изменению конфигурации, а иногда и к трансформации запаса как материальных, так и нематериальных активов.  

Говоря о подсистеме логистики, занимающейся запасами материальных ресурсов , необходимо увязать понятие запасов с предметом науки логистики, т. е. с движением материального потока , в рамках которого эти запасы создаются. Независимо от того, являются ли материальные потоки по отношению к проекту внешними или внутренними, при фиксации места их нахождения мы сталкиваемся с понятием запасов. Можно сказать, что запас - это форма существования материального потока.  

Разрабатывая общественно-значимые аспекты web-сайта, ПР-специалист должен помнить, что web-сайт - это внешний интерфейс к внутренним бизнес-процессам организации. Поэтому информация сайта затрагивает интересы многих групп и управленческих функций внутри и вне организации, в том числе - маркетинга, логистики, топ-менеджмента, занятых, поставщиков, потребителей и конкурентов. Удачный с позиции ПР сайт хорошо посещается интернет-посетителями. Существующие системы оценки числа посещений сайта и отдельных его страниц, ресурсов, а также маршрутов движения посетителей по сайту позволяют оценить результативность работы ПР-специалиста.  

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что для обеспечения конкурентоспособности российской продукции на международном рынке необходимо добиваться определенного компромисса в сфере принятия управленческих решений , обеспечивая при этом, с одной стороны, использование протекционистских мер по поддержке отечественного производителя , а с другой стороны, поддерживая на внутреннем рынке некоторый уровень конкуренции . Исходя из этого возрастает актуальность следующего аргумента в пользу использования методов распределительной логистики.  

Исходя из этого под предпринимательской сервисной логистикой понимается раздел логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации сервисных концентрационно-распределительных систем и их эффективному использованию при управлении сервисными потоками во внутренней и внешней среде предприятия.  

У вертикально интегрированные (большинство российских сырьевых компаний, особенно нефтяные, а также многие металлургические компании) Их своеобразное лидерство по издержкам обеспечивается не операционной эффективностью , а более низкими ценами в России на энергоресурсы и рабочую силу . Проблемы стратегического планирования здесь отражают необходимость иметь сложную систему логистики для обеспечения сбалансированности внутренних потоков продукции между переделами. При этом даже небольшое изменение рыночной конъюнктуры для любого из переделов может вызывать сбои по всей цепочке.  

Реализация возможностей для крупной компании в большой степени зависит от учета своего потенциала и уровня профессионализма персонала. Имеется в виду не только уровень мастерства в области геологии, геофизики и логистики. Этот новый профессионализм в значительной мере связан с внешним имиджем и контактами компании в самых широких сферах деятельности (от органов власти самого различного уровня до и общественных движений), а также с ее

Внутренний логистический контур предприятия включает следующие функциональные области: логистику запасов, складскую, производственную и информационную логистику. Предметом исследования первых трех из перечисленных функциональных областей являются основные, т.е. материальные потоки. Информационная логистика ориентирована на сопутствующие, информационные потоки.

Складская логистика

Склад, как структурное подразделение предприятия, с одной стороны, является звеном в логистической цепочке, а с другой - самостоятельной системой с определенными задачами. Поэтому, вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса движения материалов с формулировкой ряда требований к нему, а затем решаются задачи оптимизации внутрискладского процесса. Технологический процесс на складе должен отвечать оптимальным параметрам по скорости процесса, сохранности ресурсов и экономичности затрат.

Скорость складского процесса (оборачиваемость) показывает, сколько раз в течение одного периода расходуется и возобновляется складской запас. Существует показатель нормативной оборачиваемости , который зависит от функций склада, условий поставки грузов, производительности труда работников и ряда других факторов.

Сохранность потребительских свойств выражается уровнем потерь и экономией на естественной убыли, напрямую зависящих от производственной упаковки, начального качества, технологического процесса на складе, состояния его материально- технической базы и качества труда работников. Экономичность технологического процесса на складе выражается в показателе удельных затрат на переработку единицы грузов. Оптимизировать этот показатель можно лишь в рамках оптимизации всей системы товародвижения.

Условием выполнения перечисленных требований является соблюдение нижеприведенных принципов организации материальных потоков на складе.

Пропорциональность складского процесса означает соответствие друг другу по производительности, пропускной способности или скорости взаимосвязанных операций для предупреждения возникновения «узких мест», остановок и перебоев в работе. Принцип реализуется в различных решениях, в зависимости от типа склада и оснащенности внутренних технологических цепочек механизмами. На основе принципа пропорциональности планируются затраты труда в единицу времени на различных участках.

Параллельность - одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса, а также однотипных операций на различных участках. Это приводит к сокращению цикла обслуживания грузовых единиц, повышению загрузки персонала и эффективности труда за счет специализации и выработки профессиональных навыков. Данный принцип характерен для крупных складов с интенсивными материальными потоками.

Ритмичность складского процесса выражается в повторяемости всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Ритмичность определяет постоянство затрат энергии, времени и труда, формирует надлежащий режим загрузки оборудования, режим труда и отдыха работников. Ритмичность зависит как от внутренних факторов (тин склада, степень механизации, организация хранения), так и от внешних (неравномерность поступления грузов и транспортных средств, различия в консистенции грузов, их габаритов, тары и упаковки).

Непрерывность - устранение или сокращение необоснованных перерывов в складском процессе. Обеспечивается организационными мерами.

Прямоточность грузопотоков означает максимальное выпрямление маршрутов движения грузопотоков как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Фактор важен при организации планировки склада и обеспечивает сокращение трудовых затрат. Экономия достигается, например, за счет оптимизации схемы размещения грузов по типам: наиболее востребованные (часто) или наименее востребованные.

Поточность характерна для организации складских систем, когда все операции складского цикла взаимосвязаны и подчинены единому расчетному ритму. Поточные методы на складах связаны с применением конвейерных систем. Они исключают цикличность движения и встречные потоки. Условием применения поточных методов является наличие соответствующего оборудования. Фактор наиболее характерен для больших грузовых терминалов, обслуживающих транспортные средства большой вместимости (корабли, железнодорожные вагоны).

Наличие складов является объективной необходимостью для производственного предприятия, поскольку существует потребность в хранении запасов на всех стадиях движения материального потока, начиная от сырья и заканчивая готовой продукцией.

Учитывая различия в назначении, технологической оснащенности и т.п., логистика классифицирует склады по ряду признаков, причем более детально по сравнению с традиционной производственной структурой предприятия (табл. 11.3).

Таблица 11.3

Классификация складов

Классификационный признак

Характеристика

По объемному признаку и высоте укладки

Одноярусные

Многоярусные (высотные)

По конструкционным осо- бенностям (техническому устройству)

Закрытые

Полузакрытые

Открытые

По хозяйственной принад-

ЛОЖНОСТИ

Индивидуального пользования

Коллективного пользования (склад-отель)

По степени механизации складских операций

Немеханизированные

Комплексно-механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По способу доставки и вывоза груза

Пристанционные (портовые) - на железнодорожной станции или в порту

Прирельсовые - имеющие подведенную железнодорожную ветку

Глубинные - обычно с доставкой автотранспортом

По ассортименту храни- мого груза

Специализированные

Со смешанным ассортиментом

С универсальным ассортиментом

По виду хранимой готовой продукции

Для хранения продукции производственно- технического назначения

Для хранения товаров народного потребления

Любой склад обрабатывает три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.

Независимо от типа склада, в разных логистических процессах на них выполняются следующие схожие функции:

Временное размещение и хранение материальных запасов. Означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятия грузов из мест хранения;

  • преобразование материальных потоков. Происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других, т.е. влечет необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку и затаривание;
  • обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания - оформление сопроводительной документации, информационное обеспечение, консультирование и т.п.

Любая из вышеперечисленных общих функций может изменяться в зависимости от типа склада и набора отдельных логистических операций.

Формирование складской логистической подсистемы заключается в определении места складского звена в логистической цепи и требований к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы. Необходимость этих действий обусловлена минимизацией издержек на складирование. Логистика рассматривает складскую систему не только с позиций обеспечения производства материальными ресурсами, но и как элемент макрологистической системы, участвующий, например в процессе реализации продукции. Основными задачами в процессе проектирования складской подсистемы являются: обоснование целесообразности создания складской системы; оптимизация количества складов в зоне обслуживания; обоснование схемы территориального размещения складов.

Обоснование целесообразности создания складской системы состоит в сравнении экономических показателей, характеризующих складские процессы в рамках собственной системы или арендуемой на стороне. Главным фактором, определяющим суммарные затраты на складирование, является годовой грузооборот предприятия (рис. 11.2).

При содержании собственного складского хозяйства суммарные затраты на его эксплуатацию делят на условно-постоянные (F1 - затраты на содержание складского помещения, амортизацию техники, оплату электроэнергии, зарплату управленческого персонала и специалистов и прочие) и переменные (F2 - погрузочно-разгрузочные работы, сдельная зарплата, затраты на хранение, транспорт и т.п.). Первые не зависят от грузооборота, вторые - возрастают пропорционально увеличению грузооборота. Суммарные затраты (/*3) получаются путем сложения двух зависимостей. Затраты на использование наемного склада (F4) зависят от величины грузооборота и размеров арендуемых площадей.

Рис. 11.2.

Величина грузооборота, при которой затраты на содержание собственного складского хозяйства и затраты на использование наемного склада равны, называют грузооборотом безразличия (Г^ - точка пересечения прямых FS и FA). Эта величина является ключевым параметром в принятии решения о конкретной складской системе. Решение в пользу использования услуг наемного склада возникает тогда, когда фактический грузооборот превышает величину Г б (например, в точке r t). Если же он меньше Г б, то суммарные затраты на наемном складе будут выше, чем на собственном. В этом случае решение принимается на основе сопоставления годовой экономии затрат (например, Э) от использования собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного складского хозяйства.

При оптимизации количества складов в зоне обслуживания решение принимают на основе анализа полной стоимости, т.е. с учетом всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в подсистеме.

Если предприятие-поставщик, обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории, а количество покупателей и объемы потребляемой продукции являются величинами предсказуемыми, то возможны три варианта организации складской подсистемы: централизованная (один склад), диаметральная (два склада) и распределенная (например, пять- шесть складов).

В первом случае транспортные расходы но доставке будут наибольшими. Третий вариант предполагает наличие распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей, поэтому транспортные расходы будут минимальными. Однако появление в системе дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку продукции на склады, затраты на управление всей складской системой. Не исключено, что дополнительные затраты могут значительно превысить экономический эффект от сокращения транспортных расходов. При изменении количества складов в системе часть затрат возрастает, а часть снижается, что приводит к необходимости ставить и решать задачу оптимизации количества складов. Вполне возможно, что предпочтительнее окажется второй вариант, когда два склада располагаются в диаметрально противоположных секторах территории.

В любой складской подсистеме транспортные расходы рассматриваются как одна из главных статей затрат. Их величина может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но и от места расположения этих складов на обслуживаемой территории. Логистическая наука и практика выработали разнообразные методы решения таких задач.

Метод полного перебора- задача решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения складов и выполняется с применением компьютерных технологий и методов математического программирования, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети резко возрастает.

Эвристические методы менее трудоемки и эффективны для решения больших практических задач, так как дают хорошие (близкие к оптимальным) результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Само название указывает, что в их основе лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора).

В определенной степени в них используется правило Парето, т.е. намеренный отказ от большого количества очевидно неприемлемых вариантов.

Метод определения центра тяжести аналогичен по смыслу определению центра тяжести физического тела. На координатную сетку наносят точки, в которых размещаются потребители с указанием грузооборота для каждого из них.

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Х склад, У склад), т.е. точки, в которой может быть размещен склад, определяются по формулам

где Т, - транспортный тариф для г-го потребителя; Г, - грузооборот г-го потребителя; X, У,- - координаты i-го потребителя; п - количество потребителей.

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволяет последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести. При проведении такого анализа учитывают следующие факторы.

Размер и конфигурация участка. Влияет на парковку, маневрирование и проезд транспорта, пожарную безопасность. Кроме того, необходимо место для размещения административно-бытовых и офисных помещений, поста охраны и устройств для сбора и обработки отходов.

Транспортная доступность местности. Предпочтение отдается участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах, а также оснащенным различными видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность склада как для собственного персонала, так и для клиентов.

Административный фактор. При выборе участка необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Местное законодательство. Необходимо учесть местные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и др.

Строительные факторы. Учитываются общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, такие, например, как расстояния между зданиями и схемы подъезда к ним.

© 2024 realerus.ru -- Финансовый советник